В настоящее время в сфере культурной жизни выделяется целый ряд негативных процессов: утрата духовно-нравственных ориентиров, отчуждение детей и молодежи от культуры и искусства детей, так же нельзя не заметить сокращение финансовой обеспеченности учреждений культуры и досуга, а ведь именно из-за этого и снижается деятельность современных культурно-досуговых центров.
И во всей сложившейся ситуации необходима организация досуга молодого поколения. Но к сожалению, из-за социально-экономических трудностей государства, недостаточного внимания к организации досуга молодежи со стороны местных органов власти, развивается неформальный молодежный досуг. А ведь свободное время является очень важным средством формирования личности. Как проводит свой досуг молодой человек, показывает уровень его культуры, духовных ценностей и потребностей, интересов.
Досуг привлекает свободным и добровольным выбором, множеством различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать как физическую, так и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую.
Практика досуга для молодого поколения показывает, что самыми привлекательными формами для них являются музыка, танцы, разные формы игр игры, телевидение. И для успешной работы досугового центра надо знать культурные запросы современных детей и уметь быстро реагировать и реализовывать их, суметь привнести новые виды и формы, которые не останутся без внимания и будут интересны.
Среда протекания досуга это тоже одна из особенностей молодежного досуга. Общество родителей зачастую, не является приоритетным выбором проведения свободного времени. Большинство предпочитают проводить досуг вне дома, в компании своих сверстников. Эта необходимость в общении, можно объяснить потребностью в эмоциональном плане.
Наконец важной составляющей является развитие и функционирование соответствующих учреждений: клубов, творческих объединений, дворцов культуры, культурно-досуговых центров, центров народного творчества, кинотеатров, театров, стадионов, библиотек и т.д. И особое значение имеет творческая деятельность и подход к работе самих работников данных учреждений, потому что многое зависит именно от них, требуются их умения предложить интересные и новые формы отдыха, развлечений, услуг и увлечь, развлечь людей. Нужно привить культуру проведения досуга, как желание развитие и обогащение личности, приобретение новых знаний, умений, способностей, приобретение новых впечатлений.
Необходимо в организации досуга молодого поколения учитывать эмоциональную потребность, возможность заниматься интересным для них делом, которое впоследствии станет любимым и может направить их в дальнейший выбор профессии, поможет им завести новые знакомства, посещать новые интересные места, узнавать о них, принимать непосредственное участие в деятельности и различных мероприятиях.
В ситуации, которая складывается в стране, социально-культурная проблема общества нравственное воспитание в учреждениях культуры и досуга является осознанной необходимость. С раннего детства необходимо прививать нормы поведения, объяснять и показывать на примерах что можно, а что нельзя, культура общения, поведения, все это требуется для культурного роста общества в целом.
На сегодняшний день в досуге требуется самореализация и развитие творческого и духовного потенциала личности.
Постоянный и устойчивый характер носит интерес к проблемам молодежи и молодежного досуга. Все восклицания о деградации и упадке уровня общения и культуры поведения молодого поколения призваны приобщением их к нравственным нормам общества. И виной всей сложившейся ситуации является отнюдь не сама молодежь, а руководители культуры общеобразовательных учреждений, правительство, общественность, все они допускают существование низкого уровня воспитательной деятельности, а ведь это способствует недопустимому развитию поведения молодежи и уровня ее развития.
При решении проблемы культурного поведения, нужно и необходимо усиливать роль нравственного воспитания, но самое главное – решать задачи воспитательного развлечения. Ведь развлекая можно и обучать, развивать личность, идейно, нравственно и этически воспитывать. Для успешной досуговой деятельности надо сделать развлечение позитивной ценностью. Художественная культура должна формировать национальное самосознание. Имеет место быть «социологическая пропаганда», которая будет ориентировать ориентированная на образ жизни, успешная реклама вещей, ценностей, обычаев, традиций, привычек и соответствующие им идей и представления. Эта задача не может быть решена в короткие сроки, но, если мы хотим в будущем иметь великую здоровую и здравомыслящую нацию, незамедлительно нужно приступать к решению сейчас.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ПРОБЛЕМ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ