Социально-психологические особенности молодежного возраста

 

Нынешнее положение общества, те процессы, происходящие в нашей жизни, вынуждают по-новому посмотреть на вопрос формирования и развития досуговой культуры современного молодого поколения, формирования ее интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и культурного потенциала.

В условиях информационной трансформации общества область досуга юного поколения требует особого интереса со стороны государства. Она должна быть не просто сферой свободного времени молодежи, а сферой культурного времяпрепровождения, включающей культурно – познавательный потенциал, стимулирующий высоконравственные, креативные, эстетические также художественные ресурсы личности, влияя на модели социально важного поведения молодых людей.

Молодёжь - это особая социально - возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума. [28, 98]

Молодостью установлено рассматривать период жизни от 14 вплоть приблизительно до 30 лет, когда человек более прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя грань молодости способна значительно сдвигаться, в особенности в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет.

Вместе с тем, молодое поколение - это значительная часть населения, пребывающая в ходе социализации, то есть включенная в процесс усвоения определенной системы знаний, умений, навыков, позволяющих молодым людям функционировать в качестве полноправных членов того или иного общества.

Все это накладывает конкретные трудности в исследовании молодежи равно как объекта досугового пространства. С.Н. Иконникова отмечает, что «несмотря на то, что в социальную категорию молодежи входят молодые люди от 16 до 30 лет, важно выделить внутри этого периода отдельные стадии, соответствующие ранней, средней, и поздней молодости.[10,77]  Молодое поколение разделяют на три категории в зависимости от возраста: 14 - 20 лет - юношеская молодёжь, 21 - 25 лет - среднего возраста, 26 - 30 лет - молодёжь старшего возраста. Подобное разделение дает возможность принимать во внимании характерные черты любой возрастной группы и строить работу в соответствии с этими особенностями и теми проблемами, которые есть в молодёжной сфере, в том числе и трудностями досуга подростков.

Молодость как определенная стадия, этап жизненного цикла, биологически многофункциональна.

В экономических процессах в различных регионах Российской Федерации за верхнюю границу молодежного возраста,  как правило,  принимают 29-30 лет, за нижнюю – 14-15 лет. В этот возрастной период человек испытывает существенные перемены как физиологические, так и психосоциальные. Совершается процесс переоценки ценностей, связанные с переходом ребенка в мир взрослых, происходит формирование мировоззрения и жизненной позиции, определяется пригодность молодых людей к той или иной профессии.

Молодежь - это социальная группа, сформировавшаяся под влиянием целого ряда биологических факторов. Характерные черты молодежи сложным образом преломляются в ее досуге, который, по сравнению с досугом других возрастных категорий, отличается максимальной мобильностью, инициативностью, а также многообразием. Как фиксируют специалисты по психологии, действия молодежи обусловливаются нередко ее впечатлительностью, психической активностью и возбудимостью, умственной мобильностью, доминированием чувств над разумом и т.д. Юноши и девушки открыты новым идеям, а поэтому в сфере свободного времени молодежь отличается наибольшей чувствительностью и необходимостью в инновациях. Молодое поколение, равно как принцип, обладает значительно большем свободным временем, чем взрослые люди. Но следует принимать во внимание и то, что невозможно характеризовать молодежный досуг в целом, не отмечая, что внутри этой социально-демографической группы существует множество своих социальных и возрастных различий. Даже короткая временная дистанция (4-5 лет) выявляет видимые отличия в досуговых предпочтениях.

А.В. Петровский, осуществляя попытку социально-психологического подхода к возрастной периодизации социального развития личности, выделил так называемые микрофазы, которые определяются по содержанию и характеру развития личности, где отрочество соответствует индивидуализации, выражающейся в потребности индивида в максимальной персонализации, в потребности быть личностью; юность же определяется как интеграция, процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости и потребности группового и собственного развития [19,15-30].

Молодость - это, в первую очередь, период формирования семьи и устройство семейного существования, период изучения и освоения выбранной профессии, установление взаимоотношения к общественной жизни и к собственной роли в ней. Молодости характерна оптимистичность. Человек приступает к осуществлению собственного жизненного плана, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее интенсивно происходит общение, легко устанавливаются и полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается наилучшим периодом с целью самореализации. Образовавшиеся проблемы не являются камнем преткновения, и неуверенность быстро проходят, стремительно ищутся новые возможности достижения целей.

В юности формируется:  самосознание - целостное понимание о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных  качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания.

Молодежный возраст предполагает собою как бы "третий мир", существующий среди детства и взрослостью, таким образом, биологическое, физиологическое и половое - созревание закончено (уже не ребенок), однако в социальном отношении это еще не независимая взрослая личность.

Молодость представляет промежуток принятия важных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование миропонимания.

Главная общепсихологическая процедура - формирование самосознания, также стабильного образа своей личности, собственного "Я". Формирование самосознания совершается согласно многим тенденциям: открытие своего внутреннего мира, восприятие своих эмоций не как производные от внешних событий, а как состояние своего "Я", появляется чувство своей особенности, непохожести на других, порой появляется и чувство одиночества ("Другие люди меня не понимают, я одинок"). Возникает осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно осознание неизбежности смерти вынуждает человека серьезно подумать о смысле жизни, о своих перспективах. Со временем из мечты начинают вырисовываться более или менее реалистичные планы деятельности, между которыми нужно выбирать. Жизненный план охватывает всю сферу личного самоопределения: нравственный образ, стиль жизни, степень притязаний, подбор специальности и своего места в жизни. Понимание собственных целей, жизненных устремлений, выработка жизненного плана - важный элемент самосознания; формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности его тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые качества. На основе анализа достигнутых результатов в разных видах деятельности, учета мнений других людей о себе и самонаблюдения, самоанализа; своих качеств и способностей, формируется самоуважение - обобщенное отношение к себе; происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

Современная молодежь обладает  чертой, которая показывает, что большинство молодых людей желают иметь хороший доход, при этом не

имея ни профессии, ни желания работать. Это происходит потому, что у современной молодежи отсутствуют стимулы к труду.

Проблема криминального влияния на молодежь в последнее время не может не беспокоить широкую общественность. Среди уголовных преступлений каждое четвертое исполняется молодыми людьми и подростками. Среди правонарушений обращают на себя внимание корыстные преступления - хищение, вымогательство денег, мошенничество.

Все больше молодежи начинает употреблять наркотические вещества. Установлено, что социальные последствия наркомании весьма трудны. Наркоманы выбывают из общественной жизни - трудовой, политической, семейной, вследствие физической и социальной деградации личности.

Политические деятели заявляют о том, что молодое поколение является фундаментом нашей будущей жизни, будущим всего человечества и т.д. и т.п. Вот только этот самый фундамент, в пылу политических и финансовых баталий, некому заливать и поддерживать в надлежащем пребывании.

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: