Результаты исследования

Проведение исследования предполагало реализацию 5 этапов: подготовка программы, разработка социологического инструментария, проведение интервью, транскрибирование и  анализ результатов, формирование выводов и рекомендация. В качестве процедуры сбора и анализа эмпирической информации выбрано формализованное интервью с экспертами. Данный метод позволил получить представления экспертов о жестоком обращении с детьми в семье и возможностях его профилактики, а также получить экспертные рекомендации по повышению эффективности системы профилактики. Исследование проводилось в период прохождения преддипломной практики с 14.02.18 по 16.05.18. Гайд интервью состоял из 4 блоков. Интервью было проведено с 5 специалистами, результаты, выводы и рекомендации формулировались на основании полученного эмпирического материала (пример транскриптов см. в приложении 2).

Первый блок вопросов выполнял задачу выявления представлений экспертов о распространенности жестокого обращения с детьми в семье и наиболее распространенных видах жестокого обращения.

Один из специалистов по социальной работе ответил на вопрос о наличии опыта работы с видами жестокого обращения следующим образом: «Значит, по жестокому обращению…каждый специалист сталкивается с жестоким обращением…». Данный ответ совпадает с ответами всех опрошенных специалистов отделения центра. Далее, на основании интервью всех опрошенных специалистов, выработан общий для всех вывод, согласно которому каждый из них в процессе своей деятельности работает со следующими видами жестокого обращения с детьми в семье: физическое насилие, психологическое насилие, финансовое насилие. При этом психологическое насилие, по мнению экспертов, носит наиболее распространенный характер. Так, психолог Отделения ответил следующим образом: «Чаще всего психологическое насилие, физическое насилие вторично, поскольку сразу его диагностировать невозможно…», специалист по социальной работе дал такой ответ: «Чаще все же психологическое…», ответы остальных специалистов совпадают по смыслу с ответами психолога и одного из специалистов по социальной работе. В категорию психологического насилия специалисты отнесли: завышенные или заниженные ожидания и требования к ребенку, эмоциональное пренебрежение или отторжение ребенка и оскорбления, наносимые ребенку словами, моральное давление на ребенка и его запугивания. Например, психолог ответил: «психологическое насилие…завышенные требования, оскорбления ребенка, запрет выполнения желаемой деятельности», ответ одного из специалистов звучит так: «…например, завышенные требования к ребенку, надо понимать, что каждый ребенок имеет определенный потенциал, и требовать от него быть гением при средних возможностях ребенка нельзя…». Также психолог Отделения рассказал о случаях, которые заключаются в опасениях ребенка поделиться информацией о внутрисемейном климате со специалистом по социальной работе (экспертом). В случае если ребенок расскажет специалисту действительную ситуацию, родители жестокого избивали его, наказывали голодом и ограничением времени общения со своими друзьями.

 Один из специалистов наряду с вышеизложенными видами выделил сексуальное насилие, но детализированной информации предоставить не смог, мотивируя это профессиональной установкой, так как данный вид уголовно наказуем и поэтому за подобной информацией необходимо обращаться в органы полиции или опеки и попечительства: «Сексуальное насилие не будем раскрывать, потому что это особая тема, это уголовно наказуемо, за подобной информацией надо обращаться в специализированные органы».

На вопрос о распространенности жестокого обращения в Санкт-Петербурге смог ответить только один специалист (психолог Отделения). Он охарактеризовал рассматриваемую проблему как распространенную, поскольку в каждом случае, с которым проводиться работа, встречаются акты жестокого обращения с детьми в семье: «В день я принимаю около 8 клиентов, и во всех случаях так или иначе встречается жестокое обращение с детьми в семье…чаще всего психологическое, поскольку чаще всего говорят сами, скрывается только физическое насилие… сами дети не скрывают факта психологического давления…». Остальные специалисты либо не обладают статистической информацией, либо рекомендуют обращаться в органы опеки и попечительства. Так, специалист по социальной работе, на вопрос о степени распространенности ответил так: «Я статистику Вам не скажу, это вопрос не по адресу, это вопрос, не касающийся специалиста по социальной работе, потому что это статистический вопрос, тут надо выборку делать по статистике…»

Второй блок содержал в себе вопросы, ответы на которые позволяют выявить представления экспертов о факторах риска и факторах, определяющих степень остроты рассматриваемой проблемы.

Все специалисты выделяют в качестве детерминант жестокого обращения алкоголизированные семьи и семьи наркоманов. Обобщающий ответ звучит так: «На практике в алкоголизированных семьях, в семьях наркоманов имеется доминантное поведение родителей, достаточно лидирующие позиции отца или матери. Если родители с детства постоянно наказывают, постоянно заставляют делать то, что родители хотят, не учитывая мнение ребенка, то естественно там всегда будет психологическое насилие, это травмирующий фактор для ребенка».

Один из экспертов (психолог Отделения) выделил специфическую детерминанту – сверхзанятость родителей, которые все силы отдают на работу и у которых остается мало или недостаточно времени на воспитание ребенка в семье: «неполные семьи, занятость мам, которые пашут на двух-трех работах, даже в полной семье. Сейчас все за карьеру, за три ипотеки, за четыре дачи, а дети, ну они ничего, мы, взрослые, как-то же росли в свое время». Интересен тот факт, что ни один специалист не выделил категорию людей с низким материальным достатком, поскольку в их опыте имеются случаи, когда жестокое обращение с детьми использовалось и в благополучных семьях, т.е. с высоким материальным достатком. Примерно одинаковым для всех экспертов является следующая формулировка специалиста по социальной работе: «…насилие возникает в семьях как неблагополучных, так и благополучных, т.е. у людей с высоким достатком».

Третий блок предполагал выявление представлений, о процессе диагностирования и наиболее часто используемых методах диагностики жестокого обращения с детьми в семье.

Процесс диагностирования жестокого обращения с детьми в семье зачастую носит опосредованный характер, т.е. оно включается в других внутрисемейных проблемах. Так, специалист по социальной работе Отделения дал ответ следующего содержания: «Диагностика – по сообщению соседей, знакомых, отделы опеки, а в дальнейшем начинается большая работа с нашим участием…первичной причиной сопровождения является, например, низкие показатели успеваемости ребенка в школе». Данный ответ является обобщающим, поскольку остальные специалисты выражают схожие мысли относительно диагностики жестокого обращения с детьми в семье.

Работа с жестоким обращением ведется также при содействии с органами полиции. Полиция направляет запрос в Центр и затем начинается  работа по профилактике. Обобщающим ответом является формулировка следующего содержания: «…но в основном это всегда по обращению опеки и полиции…». Распространена практика взаимодействия с учебными заведениями, поскольку большую часть времени ребенок проводит именно в стенах учебного заведения и регулярно взаимодействует с работниками школ. Работники в свою очередь в двустороннем порядке взаимодействуют с отделением Центра, направляя характеристики семей, в которых наблюдается,/может наблюдаться жестокое обращение с детьми.

В качестве главного препятствия диагностики специалисты выделяют закрытый характер семьи. Например: «Семья, не забудьте, она закрытая ячейка, кому будет приятно, если полоскают их грязное белье. Это главная трудность работы с семьей…». Еще одним препятствием является отсутствие мотивации родителей, опасения детей, запугивание ребенка в случае, если он изъявит желание рассказать о подобных прецедентах специалисту по социальной работе или психологу. Специалист, рассказавший о данном явлении, приводил примеры из своей практической деятельности, в которых родители подслушивали беседу ребенка и специалиста по социальной работе или вменяли в обязанность ребенку записывать беседу на диктофон. Например, психолог выражает свое мнение следующим образом: «…но если насилие глубокое и дети боятся своих родителей, то нужно задействовать органы с более широкими полномочиями… родители не хотят работать над собой, не признают за собой вины, не хотят ходить на консультации, уместно говорить об отсутствии мотивации…». В подобных обстоятельствах процесс диагностирования становится практически невозможным, поскольку акты жестокого обращения не выходят за пределы семьи.

Четвертый блок был направлен на выявление экспертных представлений, касающихся методов профилактики, которые используются в практической деятельности специалистов, выявление наиболее результативных методов, а также рекомендаций по повышению эффективности системы профилактической деятельности.

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье в рамках компетенций специалистов заключается в следующем: сопровождение семьи; проведение профилактических бесед; бесед юридического характера; организация кружков для детей, в которых они позволяют детям отдохнуть от напряженной внутрисемейной обстановки; взаимодействие с различными органами, призванными охранять права и свободы детей. Общими для всех ответов на данный вопрос являются два ответа: ответ специалиста по социальной работе и психолога Отделения. Специалист по социальной работе ответил так: «Профилактика…социальный патронаж, систематическое наблюдение семьи, контроль с органами опеки и попечительства, профилактические беседы юридического характера и работа психолога, организация досуга детей…». Психолог Отделения предоставил ответ следующего содержания: «просвещаем родителей, что же такое жестокое обращение, правовые беседы, беседы профилактического характера…психопросветительский блок, в отделах полиции нашего района мы создали специальный уголок, в котором содержится информация о жестоком обращении с детьми в семье…»

По мнению специалистов необходимо дифференцировать жестокое обращение на категории вреда здоровью ребенка. Если Центр способен содействовать в снижении остроты проблемы, то специалисты прикладывают максимум усилий с использованием различных методик (правовые беседы, организация досуга, профилактические беседы с родителями и т.д.). Если же жестокое обращение носит чрезвычайно острый характер, заключающийся в регулярном избиении, пренебрежении нуждами ребенка и невыполнении родителями своих обязанностей, то необходимо задействовать органы полиции, опеки и попечительства, поскольку их компетенция представляет собой более широкий спектр возможностей воздействия на проблему жестокого обращения с детьми в семье. При этом специалисты Отделения рассматривают лишение родительских прав в качестве крайней меры, поскольку данную проблему необходимо решать, но в приоритете остается сохранение семьи как целостного института, т.е. деятельность специалистов должна быть направлена на поиск и решение внутрисемейных конфликтов, которые являются причиной жестокого обращения с детьми.

На вопрос относительно наиболее эффективных мер профилактики, специалисты сходятся во мнении. Их ответы имеют общую смысловую структуру: наиболее результативными методами является взаимодействие с полицией и органами опеки и попечительства, проведение юридических бесед, в которых затрагиваются вопросы наказания и последствий жестокого обращения с детьми в семье. Лейтмотивом ответов является следующая формулировка: «наиболее результативным методом является работа полиции, воздействие полиции – это наиболее результативный метод. Пока есть контроль, они чего-то боятся. С нашей стороны – это профилактические беседы, разговор с родителями».

Вопрос об эффективности существующей системы профилактики показал, что ответы являются противоречивыми по своей сути. Так, первый специалист по социальной работе отделения ответил следующим образом: «существующая система профилактики отчасти способна снизить остроту проблемы, но есть много моментов, которые мешают: очень много бумаг, много внимания приходится уделять бюрократическим моментам, а больше нужно общаться с клиентами, но порой не достает времени на практическую деятельность…». Другой специалист ответил: «существующая система не способна к повышению эффективности. Нужно совершенствовать, прежде всего, законодательство, повышать ответственность за деяние. Слишком мало механизмов, нет инструментов, кроме как уголовное дело…». Третий специалист  – юрист – представил точку зрения, которая синтезирует в себе первые две.  Он ответил: «Существующая система способна, но опять же, система способна, но система не способна, когда в головах людей нет желания меняться, система прекрасная, и никогда не вините систему, система изумительная. У нас есть профилактические органы, которые проводят определенные процедуры, и процедуры адекватные. Но человек, который приходит на процедуры, не хочет воспринимать сущность этих процедур…вопрос в головах, не в системе…». Его поддержал психолог Отделения, который на вопрос дал следующий ответ: «Существующая система не способна…родители не готовы к появлению ребенка…». Итак, обобщающим выводом является то, что в целом существующая система достаточно адекватна, но требует некоторых преобразований и изменений. И лишь после реорганизации она будет способна достаточно эффективно выполнять возложенные на нее функции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: