Выводы по результатам исследования и рекомендации

Анализ полученных результатов исследования подтвердил первую гипотезу о том, что закрытый характер института семьи снижает результативность мер профилактической направленности. Данное препятствие выделяется специалистами как основополагающее (что отмечается каждым специалистом в отдельности), поскольку не позволяет своевременно поставить ребенка и семью на сопровождение и проводить регулярное наблюдение и диагностику ситуации, ведущей к необходимости применения различных мер или привлечения организаций, чьи полномочия позволяют использовать более широкий спектр воздействия на ситуацию. Также в подобных обстоятельствах процесс диагностирования становится практически невозможным, поскольку акты жестокого обращения не выходят за пределы семьи.

Вторая гипотеза также подтвердилась. Анализ экспертного интервью показал, что на практике специалистам зачастую приходится работать с двумя видами жестокого обращения с детьми в семье: физическое и психологическое насилие. Подтверждено и другое положение этой гипотезы: по мнению экспертов, наиболее значимый фактор риска – алкоголизированные семьи и семьи, в которых родители имеют наркотическую зависимость. Отмечается также, что использование жестокого обращения с детьми распространяется и на семьи, в которых родители большую часть своего времени уделяют работе, т.е. процессу зарабатывания денег и созданию материального благополучия.

Третья гипотеза исследования тоже нашла свое подтверждение, но не полностью. Специалисты отмечают необходимость развития нормативно-правовой базы, внедрения курсов подготовки к родительству и вступлению в брак. Внедрение таких предметов, как педагогика, также свидетельствует в пользу подтверждения заявленной гипотезы, поскольку в данном направлении наблюдается возможность снижения остроты проблемы жестокого обращения с детьми в семье. Наряду с вышеуказанными рекомендациями, специалисты выделяют необходимость расширения контактов с семьей, полномочий социальных учреждений, взаимодействия таких институтов, как полиция, органы опеки и попечительства, учебные заведения и специализированные отделения Центра помощи семье и детям, развитие правосознания граждан и родителей. Вместе с тем, эксперты считают, что случаями жестокого обращения в большей степени должна заниматься полиция.

Анализ литературы и результаты проведенного исследования позволили выработать ряд рекомендаций по профилактике жестокого обращения с детьми в семье.

В первую очередь, социальная защита детей должна быть представлена как целостная система, которая базируется на четко сформулированных правовых актах. Деятельность системы учреждений должна быть направлена на профилактическую работу с различными группами населения, непосредственно с семьями, учителями и прочими лицами, взаимодействующими с детьми.[126] В сфере противодействия жестокому обращению с детьми ключевым моментом является создание междисциплинарных команд (команды должны включать в себя всех специалистов, играющих роль в решении проблемы), а также создание более эффективной системы передачи сообщений о выявленных случаях жестокого обращения с детьми в семье.

На данный момент имеется ряд затруднений, препятствующих созданию продуктивной системы профилактики: ведомственная ограниченность и разобщенность, отсутствие единых подходов и методик по профилактике; игнорирование профилактической направленности, включенной в работу с подрастающим поколением; отсутствие четких законодательных норм; несформированность навыков общения с жертвой (у социальных работников, полицейских и т.д.); отсутствие эффективной реабилитационной системы, высокая бюрократизация сферы оказания социальных услуг.[127] Так, например, необходимо уменьшение отведенного времени на составление различных документов, актов и т.д., поскольку составление документации сокращает время непосредственной работы с клиентом, что автоматически снижает эффективность проводимой работы. Если же сделать это становится невозможным, то необходимостью является введение отдельной должности специалиста по ведению документооборота. Это в значительной степени повысит эффективность деятельности специалистов по работе с клиентами. Действия различных органов сходны по своему алгоритму и, соответственно, межведомственное взаимодействие субъектов превентивных мероприятий может способствовать повышению уровня координации усилий, направленных на решение проблемы.

Необходимо постоянное повышение квалификации специалистов всех учреждений, которые участвуют в решении проблемы жестокого обращения с детьми.[128] Так, согласно одному из направлений политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 гг., наличие квалифицированного, заинтересованного в качественной и эффективной работе персонала во всех органах и организациях, реализующих политику города, является одним из ключевых элементов для достижения запланированных результатов. например, согласно задачам стратегии семейной политике на 2012-2022 в Санкт-Петербурге, приоритетом является создание постоянно действующей системы подготовки и переподготовки руководителей и специалистов, работающих в организациях и непосредственно взаимодействующих с семьями и детьми: педагогов, медицинских работников, специалистов по социальной работе и др. Необходимо развитие и совершенствование активных методов обучения руководителей и специалистов (тренинги, деловые и ролевые игры, поведенческое моделирование, разбор сложных случаев и др.), форм и методов обучения молодых специалистов на рабочем месте (стажировки, наставничество, и другие), дистанционных методов повышения квалификации специалистов; совершенствование системы аттестации на присвоение (подтверждение, повышение) квалификационной категории специалистам и т.д. необходимо постоянное совершенствование и развитие новых форм профессионального общения специалистов и руководителей социальной сферы, включающих создание методических объединений профильных специалистов и руководителей различного уровня, профессиональных клубов общения, творческих групп, лабораторий, мастерских, в том числе, на межведомственной, межсекторальной и междисциплинарной основе.

Важным является развитие третьего сектора. Цель НКО заключается в выполнении определенной миссии: помощь людям, защита их прав, образование, благотворительность, информационная поддержка и многое другое. То есть в идеале, некоммерческая организация работает ради цели, а не ради прибыли для ее основателей, и денег ей нужно ровно столько, сколько требуется для осуществления деятельности (включая зарплаты сотрудникам и прочие расходы). Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 гг. признает приоритетность создания условий для развития общественных объединений и некоммерческих организаций, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказание им ресурсной поддержки, поскольку признается, что деятельность некоммерческих организация является более результативной в вопросах решения социальных проблем.

Технологические подходы в профилактике необходимо модернизировать на этапе профилактической работы с учетом всех элементов профилактической работы, которые должны представлять собой синтез всех возможных методов, форм организации, мероприятия, которые обеспечивают защищенность ребенка. Формы и методы работы с детьми, которые стали жертвами насилия, развиваются активно как в России, так и на западе. Необходимо разрабатывать и реализовывать общественно значимые программы, проекты и мероприятия семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнерства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами.

Для развития работы, которая направлена на повышение эффективности превентивных мер и преодоление высоких показателей жестокого обращения с детьми, необходимо выполнить следующие пункты:

- повышение доступности консультационной и кризисной психологической помощи всем членам семьи, развитие сети организаций, предоставляющих помощь в кризисных ситуациях;

- разработка и реализация программ правового просвещения семьи, направленных на повышение правовой культуры и развитие правосознания, ответственности родителей за воспитание и здоровье детей, на разъяснение прав в различных сферах;

- разработка и реализация программ и мероприятий, направленных на популяризацию в обществе здоровых семейных ценностей, укрепление духовно-нравственных ценностей семьи, в первую очередь, в молодежной среде;

- содействие распространению передового опыта форм межсемейной волонтерской поддержки (организация конкурсов, проведение тематических семинаров и т.д);

- расширение участия СМИ в процессе профилактики, регулярное освещение текущего состояния по TV, периодических печатных изданиях, доступных широкой публике и т.д;

- создание эффективной социальной рекламы, которая на текущий момент недостаточно представлена;

- использование интернет-пространства для повышения уровня информированности семей о возможностях получения услуг, учреждение интернет-ресурсов в организациях – субъектах социальной политики в отношении семей, регулярное информирование населения и специалистов о процессе и результатах реализации мероприятий;

- разработка и интеграция системы общественного контроля решений и действий органов, решающих рассматриваемую проблему, местного самоуправления, бизнеса, СМИ, связанных с проблемами семьи и детства.

Данные изменения всецело направлены на развитие системы защиты детей от жестокого обращения в семье, расширение перечня мер воспитательной направленности, а также на уменьшение количества правонарушений, в которых дети становятся жертвами.[129]

При работе по улучшению системы социальной защиты детей можно использовать, например, опробованный опыт «Кризисной службы для детей и подростков» в Санкт-Петербурге и некоммерческого партнерства с Центром в Нижнем Новгороде «Детство без насилия и жестокости». Деятельность подобного учреждения направлена на использование поиск и внедрение использования новых ресурсов для борьбы с жестоким обращением с детьми в семье.[130] Главные задачи руководителей вбирают в себя: проведение превентивных мероприятий; своевременное информирование соответствующих органов; проведение мероприятий реабилитационной направленности.

Также следует учесть опыт деятельности зарубежных стран. Так, в процессе профилактики жестокого обращения с детьми в семье эффективными являются мероприятия:

- Изоляция ребенка, пострадавшего от семейного насилия.

- Обязательное информирование гражданами специальных служб.

- Врачебное и психологическое освидетельствование пострадавшего ребенка.

- Объединение всех субъектов реализации социальной политики, направленной на решение проблемы жестокого обращения.

- Использование многоканальных телефонных линий.

- Использование таких форм государственного принуждения, как предписания о выселении, выдаваемые полицией, и защитные предписания, выдаваемые судом.

- Предоставление временного местожительства пострадавшему.

- Проживание одного или небольшой группы подростков в специально снятой для этого квартире.

Создание эффективно функционирующей системы превенции является важной задачей на пути снижения остроты проблемы жестокого обращения с детьми в семье.[131] Обобщая перечень мероприятий, необходимых для развития социальной работы по профилактике жестокого обращения с детьми в семье, можно выделить следующие основные направления:

- совершенствование нормативно-правового обеспечения;

- организационно-управленческое обеспечение, в том числе, развитие межведомственного взаимодействия и совершенствование системы учреждений, занимающихся социальной работой с детьми, пострадавшими от жестокого обращения;  

- информационное обеспечение, в том числе, развитие социальной рекламы;

- эффективная оценка благополучия семьи, т.е. выработка объективных критериев оценки состояния семьи;  

- поддержка и развитие социального партнерства органов власти всех уровней и гражданского общества в процессе борьбы с насилием;

- мероприятия по изменению общественного сознания в отношении жестокого отношения к детям, включая развитие педагогической и психологической подготовки к браку и рождению детей.

Ресурсы совершенствования и развития профилактической деятельности представляют собой:

- развитую инфраструктуру организаций – субъектов семейной политики;

- материально-техническое и финансовое обеспечение процесса реализации мероприятий;

- кадровое обеспечение процессов разработки и реализации мероприятий;

- обеспечение научно-методическими рекомендациями.

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье должна базироваться на таких важных принципах, как: директивность (обязательное и своевременное исполнение мероприятий), системность (рассмотрение взаимосвязи различных факторов), научная обоснованность, ориентированность на клиента и др., т.е. принципах, структурирующих деятельность субъектов профилактики.

 

 

 

 

Заключение

 

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут реализовываться в различных видах и формах, но их следствием всегда являются серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни вплоть до летального исхода. Имеются отрицательные последствия для здоровья: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов (печени, селезенки, почек и др.). Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от жестокого обращения.

Анализ литературы по проблеме жестокого обращения с детьми в семье показывает, что своевременная диагностика детей, ставших жертвами жестокого обращения в семье, является одной из актуальных проблем. Поскольку отрицательный опыт жестокости в детстве зачастую воспроизводится, как полагает большинство ученых, в последующих поколениях, из этого следует необходимость выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи таким детям и их семьям. Практически все дети, пострадавшие от жестокого и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Задачами первого порядка являются обеспечение безопасности ребенка, поддержание или создание окружения, способствующего конструктивному развитию ребенка, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения. Изучению этих вопросов была посвящена выпускная квалификационная работа.

В соответствии с поставленными задачами в выпускной квалификационной работе были достигнуты следующие результаты:

1. Рассмотрены теоретические подходы к пониманию агрессии и насилия, позволяющие расширить представление о природе феномена насилия. Анализ теоретических подходов позволяет формировать знание об этапах и механизмах развития агрессии и насилия, а также возможных причинах этих проявлений. На основании анализа выведено следующее определение насилия – это все действия, причиняющие ущерб другому человеку, животному или неодушевленному объекту. А жестокое обращение в отношении ребенка это действия или бездействия различного характера со стороны родителей, заменяющих лиц или других взрослых, результатом которого является нарушение здоровья и благополучия ребенка или создание обстоятельств, мешающих его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемление их прав и свобод.

2. Проведен анализ научной литературы, в которой содержится теоретический материал о формах, видах и причинах жестокого обращения с детьми в семье. Жестокое обращение с детьми представляет собой переплетение факторов, обуславливающих его проявление в обществе. Виды жесткого обращения также носят комплексный характер, поскольку зачастую у ребенка, ставшего жертвой жестокого обращения, наблюдаются признаки, присущие различным видам насилия. У такого ребенка можно диагностировать как наличие синяков и ссадин, так и эмоциональную неустойчивость и проблемы взаимодействия со сверстниками. Зачастую, причины и факторы риска сводятся к следующему: семьи с низким материальным уровнем, многодетные семьи, неполные или конфликтные семьи, неготовность родителей к появлению ребенка, причины, связанные со здоровьем родителей: выраженный алкоголизм родителей; умственная отсталость родителей; душевные заболевания родителей, причины, связанные с особенностями ребенка: повышенная активность; «нежеланность» ребенка; психические отклонения ребенка.

3. Рассмотрен опыт профилактики зарубежных стран, таких как США, Австрия и Германия. Выделены рекомендации ученых по совершенствованию превентивных мер. Зарубежных стран говорит о высокой слаженности взаимодействия всех субъектов защиты детей от жестокого обращения. Слаженный и хорошо развитый нормативно-правовой механизм, широкая сеть специализированных учреждений, компетентность специалистов, заинтересованность граждан и правительства – все эти факторы позволяют считать деятельность зарубежных стран достаточно результативной. Адаптация такого опыта к российской реальности способна сыграть положительную роль в процессе реформирования существующей системы профилактики.

4. Исследован опыт работы по профилактике семейного насилия над детьми Российской Федерации в целом и г. Санкт-Петербург. Были выявлены некоторые положительные моменты в реализации социальной политики в отношении превенции жесткого обращения с детьми. Так, на государственном уровне реализуются мероприятия по подготовке родителей к рождению ребенка, повышению их компетентности в психолого-педагогической сфере. В постоянном развитии находится нормативно-правовая база государства и его субъектов. В распоряжении субъектов находится право выработки программ и мероприятий, направленных на решение проблем в сфере семейной политики. Концепция г. Санкт- Петербург на 2018-2022 гг. является примером реализации этого права  и проявлением заинтересованности города в решении проблемы. В городе проходят различные мероприятия, направленные на гармонизацию внутрисемейных отношений, повышение психологического комфорта семьи, материальное обеспечение и поддержку нуждающихся семей. Регулярные отчеты уполномоченных по правам ребенка позволяют отслеживать динамику развития проблемы и на основании актуальной информации вносить коррективы в деятельность по ее решению.

5. Рассмотрен опыт деятельность Центра помощи семье и детям Василеостровского района г. Санкт-Петербург, который послужил базой прикладного эмпирического исследования. По результатам исследования были выявлены мнения экспертов о проблеме жестокого обращения с детьми в семье и возможностях его профилактики. Специалистами Отделения был предложен перечень мер, которые направлены на повышение результативности системы профилактики. Данные рекомендации затрагивают как нормативно-правовую базу, регламентирующую работу с жестоким обращением, так и вопросы развития образовательного сектора Российской федерации. Важным  представляется также мнение экспертов о необходимости развития правового сознания граждан, которое на данный момент находится на достаточно низком уровне. Кроме того, в качестве рекомендаций предлагается: уменьшение бюрократизма, вовлечение граждан в решение проблемы, усиление роли СМИ, повышение участия третьего сектора в решении проблемы и т.д.

 

Список использованной литературы

 

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

3. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ

4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ

5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

6. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ

 

7. Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1966.

8. Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб., 2001.

9. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.

10. Даллер К. Г. Социальная защита детей. Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 3.

11. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994.

12. Ерусланова Р.И. и Милюхин К.В. Насилие в семье: учебное пособие. М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

13. Зиновьева, Н. О., Михайлова, Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь. 2003.

14. Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб.: Питер, 1998.

15. Краткий юридический словарь 5 200 терминов [авт. и сост.: А. Н. Азрилиян и др.]; под ред. А. Н. Азрилияна.2007. Изд. 2-е, доп.

16. Методическое пособие «Обзор зарубежного и российского опыта работы по выявлению и предотвращению случаев жестокого обращения с детьми (дайджест)». АНО ЦСППН, Пермь, 2010.

17. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008.

18. Раимбакиева Л.Х.,Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012.

19. Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. М., 2001.

20. Социология. Учебное пособие для студентов вузов, 2-е изд., переработанное и дополненное / Под ред. Ерофеева С.А. и Низамовой Л.Р. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001.

21. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011.

22. Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989.

23. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004.

24. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования. М.: «Академия», 2011.

25. Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1: пер. с англ. М.: Центр Общечеловеческих ценностей, 1993.

26. Юнг К.Г.Архетип и символ / Перевод; В. В. Зеленский. М.: Ренессанс, 1991.

27. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. № 4. С.75-85.

28. Бабинцев В. П., Колпина Л. В. Проблема формирования категориального аппарата понятия «Социальное здоровье» // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 12 (52). С. 49-67.

29. Беседина О. А. Распространенность жестокого обращения с детьми в российских семьях. Вестник Тюменского государственного университета // Социально-экономические и правовые исследования. 2016. № 2 (3). С. 55-65.

30. Ботова М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №1. С. 100-102.

31. Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Радионова, М.С. Нежелательная беременность у жертв сексуального насилия (психолого – психиатические аспекты проблемы // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.33-40.

32. Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. 2008. № 4. С. 262-269.

33. Волкова, Е. Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. СПб.: Питер, 2006. № 6. С. 24-28.

34. Грицай А. Г. Проблема насилия над ребенком в семье и формы его проявления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С.268-273.

35. Грицай А. Г., Спирина В. И.. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011 № (1), С. 27-32.

36. Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4. С. 2. С.77-87.

37. Дзускаева З.Т. Общественная опасность преступлений против семьи и несовершеннолетних // Вестник МИЭП. 2015. № 3 (20). С. 104-111.

38. Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.  № 6. т. 60. 2011. С. 77-80.

39. Е. Д. Иванникова. Социологическая интерпретация понятия «Социальный риск» // Наука. Инновации. Технологии, 2007, № 52, С. 190-195.

40. Елизаров А.Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия. Психология зрелости и старения // Ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. № 4 (36). С. 32 – 48.

41. Ениколопов С.Н. Современные проблемы психологии семейного насилия // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М.: МАКС-Пресс, 2003. С. 96 - 102.

42. Заброда Д.Г., Заброда С.Н. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России // Общество и право. 2016. № 3 (57). С.107-111.

43. Кабанов П.А. Несовершеннолетние жертвы современной российской преступности: статистико-виктимологическое измерение (2009-2015 гг.) // Виктимология. 2016. № 3 (9). С.7-23

44. Комарницкий А.В. Степень криминогенной виктимизации несовершеннолетних в сфере семейных отношений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С.80-83.

45. Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21-69.

46. Кукушкина.Л.Е. Детство без насилия // Социальная работа. 2010. № 1. С.10-14.

47. Лапа В.Г.Видение проблемы жестокого обращения с детьми за рубежом // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. № 1. С. 101-108.

48. Мищенко В.А., Устьянцева А.Д. Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения // Вестник Югорского государственного университета,2015 № 1 (36). С. 53-59.

49. Орлова В.Н. Жестокое обращение с детьми как социально-педагогическая проблема // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С.135-141.

50. Осадчая Н. Г. Жестокое обращение с детьми в семье: проблемы определения и перспективы исследований // Юрист-Правоведъ. – 2008. № 5. С. 37-40.

51. Прончев К. В. Последствия семейного насилия в отношении несовершеннолетних // Территория науки. 2013. № 4 С.146-150.

52. Сазонтова. А. В. Социальная технология реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении // Работник социальной службы. 2010. № 1. С.44-49.

53. Шаповалова В. С. Государственная политика современной России в области защиты прав детей // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, № 2, 2010, С. 398-403

54. Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований // Криминология: вчера, сегодня, завтра: 2002. № 1 (2). С. 90-100.

55. Шипунова Т.В. Тема агрессии и насилия в немецкой криминологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. III. № 2. 2000. С. 82-91.

56. Щелина Т.Т., Карюхина А.С. Социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 553-563.

57. Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34). С. 91-102.

 

58. NEWS.ru. СК объявило росте числе россиян, желающих взять в семью сирот с целью заработать на их сексуальной эксплуатации. URL: http://www.newsru.com/russia/23jun2017/expl.html?utm_source=tema-main (дата обращения 04.05.2017)

59. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. URL: https://rg.ru/2010/05/28/doklad-lukin-dok.html (дата обращения 02.03.2016)

60. Домашнее насилие в России: бьют взрослые, страдают дети. РИА-новости. URL: http://ria.ru/society/20140708/1015163136.html (дата обращения 05.03.2016)

61. Ежегодный доклад за 2015 год. URL: http://www.spbdeti.org/id5872 (дата обращения 04.05.2017).

62. Информация о ходе выполнения в 2015 году плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/281 (дата обращения 24.05.2018).

63. Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы. URL: http://www.spb-family.ru/doc/concept2.pdf (дата обращения 04.05.2017).

64. Лоханева Д.И., Скоробогатова Н.В. Исследование проблемы домашнего насилия над детьми. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-44.pdf (дата обращения 04.03.2016)

65. Луковцева З.В. Динамика жестокого обращения с ребенком в семье как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62504.shtml (дата обращения: 01.05.2018)

66. Материалы из заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL:http://www.spbdeti.org/id6716 (дата обращения 15.05.2018)

67. Наталья Б. Количество преступлений против детей увеличилось. URL: https://iz.ru/news/628372 (дата обращения 05.05.2016)

68. О развитии системы социального обслуживания семьи и детей, а также о предоставлении социальных услуг и услуг по социальному сопровождению детям и нуждающимся семьям с детьми от 31.07.2017 г. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/13 (дата обращения 24.05.2018)

69. О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы. от 16 августа 2012 года N 864. URL: http://docs.cntd.ru/document/822401188 (дата обращения 09.05.2017).

70. Обижают не по-детски. URL: https://rg.ru/2016/09/29/skr-vyroslo-kolichestvo-prestuplenij-protiv-nesovershennoletnih.html (дата обращения 05.05.2017)

71. Официальная статистика МВД России о насильственных преступлениях в отношении женщин и детей. URL: http://wcons.net/materialy-i-publikacii/gendernye-issledovaniya/oficialnaya-statistika-mvd-rossii (дата обращения 03.05.2017).

72. Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. URL: http://deti.gov.ru/ (дата обращения 04.05.2016).

73. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения 04.05.2017)

74. РИА «Новости». Зарубежная практика защиты прав ребенка. URL: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html. (дата обращения 04.03.2016).

 

 

Приложение 1

Гайд интервью

Блок 1.

1. С какими видами жестокого обращения Вам приходится работать на практике?

2. Какие виды жестокого обращения имеют наибольшее распространение среди всех фиксируемых актах жестокого обращения с детьми в семье?

3. Какова, на Ваш взгляд, степень распространенности жестокого обращения с детьми в семье в городе Санкт-Петербург?

4. Существует ли, на Ваш взгляд, социально одобряемые акты жестокого обращения с детьми? Например, использования форм жестокого обращения, как средства воспитания?

Блок 2.

5. Какие факторы риска детерминируют жестокое обращение с детьми в семье?

6. Какие факторы носят наиболее распространенный характер и почему?

7. Можете ли Вы выделить «группы риска», т.е. семьи, потенциально способные применять жестокое обращение в процессе воспитания?

Блок 3

8. Какие методы используются в процессе диагностики жестокого обращения с детьми в семье?

9. Какие методы диагностирования используются наиболее часто?

10. Как проходит процесс диагностирования жестокого обращения с детьми в семье?

11. Возникают ли затруднения в процессе диагностики жестокого обращения с детьми?

Блок 4.

12. Какие методы профилактики используются в практической деятельности?

13. Какие методы профилактики являются наиболее результативными?

14. С какими препятствиями Вы сталкиваетесь в процессе профилактической работы?

15. Способна ли существующая система профилактики снизить остроту рассматриваемой проблемы?

16. Как, на Ваш взгляд, можно повысить эффективность существующей системы профилактики?

Приложение 2

Юрист Отделения ОПБН – СКМ (инициалы).

[И]- Интервьюер

[С] – Интервьюируемый специалист

[И]Блок 1. С какими видами жестокого обращения Вам приходится работать в практической деятельности?

[С]Если говорить о том с чем сталкиваюсь я, когда хожу в качестве слушателя на КДН, то это все-таки не жестокое обращение с ребенком, а безразличие родителей – это неисполнение родительских обязанностей, в редких случаях бывает, что родители занимаются рукоприкладством в качестве воспитательных мер.

[И]Второй вопрос, какие виды жестокого обращения имеют наибольшее распространение среди всех фиксируемых инцидентах жестокого обращения с детьми в семье?

[С]Ну, в моей практике, в данный момент, я сталкиваюсь с тем, что родители могут шлепнуть, ударить в качестве воспитательной меры. Все действия позиционируются в качестве воспитательной меры.

[И]То есть, нет такого, что присутствуют ссадины или синяки?

[С]Нет, у них это все в качестве воспитательной меры, они не проводят грань, поэтому у них это все в качестве воспитательной меры. Они не проводят различие между возможностью оставить на теле ребенка синяк и тем, что можно ставить ребенка в угол.

[И]Спасибо. Третий вопрос 1 блока, какова, на Ваш взгляд, степень распространенности жестокого обращения в Санкт-Петербурге?

[С]В чем я должна это измерять? Я не имею права говорить о том, что были какие-либо побои, пока мне не поступит сообщение из полиции о том, что были нанесены эти побои. Но таких ситуаций на самом деле не много, может быть, процентов 5 или еще меньше. Понимаете, в любом случае, все это не выходит за рамки семьи, у нас практика все же такая, что за рамки семьи это не выносится. Это все, почему-то, в нашем менталитете относится к воспитательным мерам.

[И]Четвертый вопрос, существуют ли, на Ваш взгляд, социально одобряемые акты жестокого обращения с детьми в семье?

[С]В сущности, я ответила на этот вопрос немного раньше. По всей видимости, используются и иногда социально поддерживаются. Это мы нередко видим на детской площадке: ребенок куда-нибудь лезет, мама его хватает и шлепает по попе, потому что очередной раз объяснять ребенку, что туда лезть нельзя, у мамы уже просто нет сил. Вопрос в том, насколько общество готово помочь матери избежать подобных воспитательных мер подобного характера и насколько готово обучать маму воспитанию ребенка в ином русле – это вопрос о том, что в нашей стране не существует подобных механизмов.

[И]Спасибо, блок 2, вопрос первый, какие факторы риска детерминируют или могут детерминировать жестокое обращение с детьми в семье?

[С]Ну конечно, это материальное благополучие семьи, потому что из материального благополучия семьи складывается основа психологического климата, если семья материально нетвердо стоит на ногах, то мы можем говорить о наличии какого-либо напряжения, соответственно, это напряжение между членами семьи может выливаться в насилие. Также это воспитание родителей, как они относятся друг к другу, если родители изначально относятся друг к другу холодно и применяют насилие в отношении друг друга, то понятно, что такое насилие переключаться на ребенка.

[И]Вытекающий из этого вопрос, какие факторы носят наиболее распространенный характер?

[С]Наиболее, воспитание. Вообще, воспитание – это первичный фактор. Если родителей воспитывали в настроениях, что это норма, когда отец бьет мать или наоборот, значит, родитель будет использовать ту же систему воспитания, в которой рос он сам. Воспитание неразрывно связано с представлениями общества об институте семьи.

[И]Следующий вопрос, можете ли выделить группы риска?

[С]Я бы сказала, что это семьи, родители которых злоупотребляют алкоголем или наркотиками, они больше всего подвержены. Также семьи, родители в которых не принимают прямого участия в воспитании ребенка. Например, когда дедушки и бабушки воспитывают детей.

[И]Спасибо, следующий блок. Блок 3.

[С]Это не моя компетенция, я не могу ответить.

[И]Спасибо, переходим к блоку 4. Какие методы профилактики используются в Вашей практической деятельности?

[С]На данный момент – это проведение юридических лекций, далее, с сентября месяца планируется запуск правового кружка в нашем районе. В рамках этого кружка, детям будет прививаться уважение к павам другого человека, уважение к своей семье, и главное – адекватное восприятие общество. Затем, это профилактические беседы с детьми и их родителями. Иногда выхожу в адреса, оцениваю ситуацию и уже смотрю, что я могу сделать для этого ребенка. Может, какая-нибудь правовая игра, беседа. Конечно, вся профилактика у нас из разряда бесед. Единственное чем я могу помочь – это зажечь какое-то правосознание, если человек не хочет в своей голове зажигать это правосознание, то я уже ничем помочь не могу.

[И]Спасибо, какие методы превенции являются наиболее результативными?

[С]Правовые игры, потому что, когда мы говорим именно о детях, которые являются основными клиентами, наверное, им интересно воспринимать что-то интерактивное. У них в таком случае выстраивается интеллектуальных диалог.

[И]Следующий вопрос, с какими препятствиями Вы сталкиваетесь в процессе профилактической работы?

[С]С отсутствием желания людей идти на первичный контакт. Как правило, когда приходят на консультацию, приходят из за страха. Присутствует страх, дескать, юрист, надо приходить. Они приходят с каменными лицами и слушают. А то, что я здесь сижу для того, чтобы защитить их права. Но у них свое собственное субъективное мнение о том, что я здесь для того, чтобы лишить их родительских прав. Они думают, что это делаю я. Именно я. Почему то такое мнение у людей складывается. Как правило, думаю из-за нас ребенок не хочет или не может ходить в школу. Люди ищут виноватых лиц и из-за этого не хотят находить контакт с нами. Это зависит от восприятия ситуации, если восприятие адекватное, то человек будет хвататься за любую соломинку. Здесь вопрос об отсутствии мотивации, а мотивация – это семья, воспитание, общество. Из адекватность этих компонентов происходит адекватное восприятие собственной ситуации.

[И]Спасибо, предпоследний вопрос, способна ли существующая система профилактики снизить остроту рассматриваемой проблемы?

[С]Способна, но опять же. Система способна, но система не способна снизить, когда в головах людей нет желания меняться. Система прекрасна, никогда не вините систему. Система изумительная. Всегда проще сказать, что механизм сломан, чем сказать, что у мастера, который включает этот механизм, руки кривые. Бывает такое? Бывает. По большому счету, так и получается. Система у нас нормальная. У нас есть профилактические органы, которые проводят определенные процедуры. И в принципе, если вдуматься, процедуры адекватные. Процедуры нормальные. В чем же беда? Беда в том, что человек, который приходит на эти процедуры, не хочет воспринимать сущность этих процедур. Он поиграл в игры, три человека ушли, и только один подумал, для чего же он сюда пришел, а что же ему хотели сказать этой игрой. Может быть – вот мы играем в родительскую игру – ребенку хотели сказать, насколько тяжело быть родителями ребенка, который постоянно вставляет палки в колеса своему родителю. Двое посмеялись и продолжили делать то, что и делали до этого. Только один ребенок, в лучшем случае, задумался на суть своего присутствия. Поэтому вопрос в головах, а не в системе.

[И]Последний вопрос, хотя Вы косвенно на него ответили. Как можно повысить эффективность существующей системы превенции?

[С]Ментальность людей здесь играет роль. И российская ментальность в том числе. У нас всегда присутствует фактор «авось». Мы живем от «авось» до «авось». Еще есть важное качество, и я, как юрист, считаю, что его нужно в себе культивировать – это правосознание. В европейском обществе оно очень хорошо развито. У нас оно меньше развито. Это первично. И если мы говорим об обществе, в котором нам было бы комфортно и хорошо жить, то это не то общество, в котором все изначально живут в розовом мире. Это общество людей с высоким уровнем правосознания. Это общество, в котором человек думает, что не будет шуметь после 10 не потому, что он мешает соседям, а потому что соседи на него вызовут полицию. На западе так и происходит: ты нарушил – на тебя вызвали полицию. Хорошее общество зависит от правосознания, от людей, которые находятся на своем месте в свое время и занимают свою должность.

[И]Спасибо за интервью.

Заведующая Отделение ОПБНМВН (инициалы)

[И]- Интервьюер

[С] – Интервьюируемый специалист

[И]Спасибо за ответ. Нам предстоит целый блок вопросов, касающихся 442 ФЗ До этого хотелось бы задать вам еще один вопрос, напрямую не связанный с законом 2015-го года: Управленческие риски какого рода характерны для Вашей работы?

[С]Начнём с подбора персонала. Я заведую отделением, которое ведёт работу с детьми – достаточно уязвимой правовой группой населения. Работа предполагает необходимое получение доступа к личной информации клиентов. Я должна быть уверена в людях, которые работают с выпускниками сиротских учреждений, в том, что специалист не использует эту конфиденциальную информацию не по назначению. Если у меня отсутствует важная информация о каких-либо проступках ребенка, велик риск упустить несколько важных аспектов при разработке индивидуальной программы профилактики. И определенный недочёт может пагубно повлиять и на ситуацию с отдельным ребёнком. А ведь наше отделение – пороховая бочка. Наиболее сложные случаи отправляют к нам (как пример – подростков, употребляющих наркотики). И мы ведь не карательная организация. У нас даже слово «контроль» не приветствуется. Мы стоим между полицией и социальной службой.

[И]Перейдем к следующему вопросу: Как отразились новые положения 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» на системе управления и структуре Вашей организации?

[С]На системе управления принятие данного закона не отразилось. По крайней мере, я не могу выделить особых изменений на примере нашего ведомства. На структуре управления и структуре работы – отрицательно. Теперь, чтобы предоставить клиенту весь необходимый перечень услуг социального обслуживания, нужно оформить ряд документов. Вся эта программа подготовки документов для принятия конечного решения по предоставлению услуг отдельному клиенту длится до месяца. Месяц времени, который можно было потратить непосредственно на работу. Конечное решение принимает комиссия по признанию гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Но комиссия человека не видит, она видит документы. Однако, что с ним делать, решает она.

 

[И]Хорошо. Следующий вопрос: Появились ли новые риски? Каков их характер: это внешние риски – соц. эконом. деятельность, законы, а также внутренние риски – финансирование, условия работы в организации, территория, укомплектованность, санитарно-техническое состояние, эмоциональный фон, межличностные отношения в коллективе?

[С]На отношения между сотрудниками закон повлиял. Специалистам приходится подолгу работать с документацией, в том числе с оформлением отчетов, таблиц, списков, копировать немыслимое количество справок, документов. У меня одним из специалистов работает художник. У неё прекрасный контакт с клиентами, но с документами совладать не может. Это пагубно влияет на ее самооценку как специалиста, хотя специалист замечательный, а так же вредит микроклимату в коллективе. Люди из-за этого и увольняются. Эта система доводит сотрудников до слез. Они отличные специалисты, выходят на адреса, охотно помогают в организации различных мероприятий, но из-за бюрократии, отчетов не могут реализовывать свой потенциал высококачественных специалистов.

[И]Изменилась ли структура организации или ее штат в связи с принятием нового ФЗ?

[С]Не знаю, как это привязать к новому закону. Изменения происходят постоянно. Изначально у нас не было психологов. Со временем ввели штатного психолога, и это очень помогло. Потом ввели юрисконсульта. Мы всегда занимались организацией досуга, и вот нам наконец предоставили собственного культорганизатора. Но все это скорее по необходимости, нежели из-за закона. Сейчас у нас укомплектованный состав специалистов. Но с законом я это не связываю.

[И]Спасибо. Один из последних вопросов: Изменилось ли финансирование организации, зарплата сотрудников?

[С]Я не замечала. Не могу утверждать

[И]Хорошо. Следующий вопрос: Появились ли какие-нибудь новые требования к квалификации сотрудников? 

[С]Всегда были высокие требования. Новые критерии связаны с профессиональными специализациями. Не могу взять художника, преподавателя. Им необходимо образование социального работника. Это связано с Постановлением N584 о Профессиональных стандартах (Постановление Правительства РФ № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в госкомпаниях» - прим.) Утверждён в 2016-м году. И в соответствии с этими стандартами преподаватель с опытом работы с детьми, но без образования социального работника не может здесь работать.

[И]Спасибо. И последний вопрос: Какие позитивные и негативные изменения произошли?

[С]Главное негативное – гипертрофированная бюрократия. Если я и уволюсь, то только из-за документации. Для меня никаких позитивных изменений не произошло.


[1]Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования. М.: «Академия», 2011. С. 91-92.

[2]Там же. С. 92.

[3] Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 год. URL: https://rg.ru/2010/05/28/doklad-lukin-dok.html (дата обращения 02.03.2016).

[4]Там же.

[5]Кабанов П.А. Несовершеннолетние жертвы современной российской преступности: статистико-виктимологическое измерение (2009-2015 гг.) // Виктимология. 2016. № 3 (9). С.9.

[6]Там же. С. 9-10.

[7]Обижают не по-детски. URL: https://rg.ru/2016/09/29/skr-vyroslo-kolichestvo-prestuplenij-protiv-nesovershennoletnih.html (дата обращения 05.05.2017)

[8]Лоханева Д.И., Скоробогатова Н.В. Исследование проблемы домашнего насилия над детьми. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-44.pdf (дата обращения 04.03.2016)

[9]Приводится по: Ботова М.Г. Соотношение понятий «Насилие» и «Агрессия»: теоретико-эмпирическое исследование // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. №1. С. 101.

[10]Там же. С. 101.

[11]Фрейд З. Я и ОНО // Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. С. 425-439.

[12]Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 33.

[13]Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 63.

[14] Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М; АСТ., 2004. С. 81.

[15]Головин С.Ю. Словарь практического психолога. Мн.: Харвест, 1998.

[16] Юнг К.Г.Архетип и символ / Перевод; В. В. Зеленский. М.: Ренессанс, 1991. С. 215.

[17]Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. С. 20.

[18]Там же. С. 8.

[19]Приводится по: Шипунова Т.В. Тема агрессии и насилия в немецкой криминологии // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. III. № 2. 2000. С. 83.

[20]Там же. С. 84-85.

[21]Берковиц Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. СПб., 2001. С. 8.

[22]Брутман, В.И., Ениколопов, С.Н., Радионова, М.С. Нежелательная беременность у жертв сексуального насилия (психолого – психиатические аспекты проблемы // Вопросы психологии. 1995. № 1. С.34.

[23]Клецина И.С. Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб.: Питер, 1998. С.32.

[24]Энциклопедия социальной работы. В 3 Т. Т.1: пер. с англ. М.: Центр Общечеловеческих ценностей, 1993. С. 47.

[25]Дегтярев А.В. Семейное насилие. Факторы риска, диагностика, психотерапия // Психология и право. 2012. № 4. С.78.

[26]Раимбакиева Л.Х., Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С.5.

[27]Сафонова, Т. Я., Цымбал, Е. И. Жестокое обращение с детьми. Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения и их родителям. М., 2001. С. 25.

[28]Зиновьева, Н. О., Михайлова, Н. Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Речь. 2003. С. 3.

[29]Ясавеев И.Г. Социальная проблема в социологическом лексиконе // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IX. № 1 (34). С. 101-102.

[30]Там же. С. 101-102.

[31]Там же. С. 102.

[32]Социология. Учебное пособие для студентов вузов, 2-е изд., переработанное и дополненное. / Под ред. Ерофеева С.А. и Низамовой Л.Р. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2001. С. 262-282.

[33]Там же.

[34]Бабинцев В. П., Колпина Л. В. Проблема формирования категориального аппарата понятия «Социальное здоровье» // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 12 (52). С. 56.

[35]Комарницкий А.В. Степень криминогенной виктимизации несовершеннолетних в сфере семейных отношений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. №2 (29) С.83.

[36]Кабанов П.А. Несовершеннолетние жертвы современной российской преступности: статистико-виктимологическое измерение(2009-2015 гг.) // Виктимология. 2016. №3 (9) С. 9.

[37]Там же. С. 81.

[38]Официальный сайт уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ. URL: http://deti.gov.ru/ (дата обращения 04.05.2016).

[39]Сазонтова.А.В. Социальная технология реабилитационной работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении // Работник социальной службы. 2010. № 1. С.44-49.

[40]Наталья Б. Количество преступлений против детей увеличилось. URL: https://iz.ru/news/628372 (дата обращения 05.05.2016).

[41]Там же.

[42] Официальная статистика МВД России о насильственных преступлениях в отношении женщин и детей. URL: http://wcons.net/materialy-i-publikacii/gendernye-issledovaniya/oficialnaya-statistika-mvd-rossii (дата обращения 03.05.2017).

[43]NEWS. ru. СК объявило росте числе россиян, желающих взять в семью сирот с целью заработать на их сексуальной эксплуатации. URL: http://www.newsru.com/russia/23jun2017/expl.html?utm_source=tema-main (дата обращения 04.05.2017).

[44]Там же.

[45]Осадчая Н. Г. Жестокое обращение с детьми в семье: проблемы определения и перспективы исследований // Юрист-Правоведъ. 2008. № 5. С. 37.

[46]Щелина Т.Т., Карюхина А.С. Социально-психологические особенности несовершеннолетних осужденных современных воспитательных колоний // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9 (53). С. 555.

[47]Антонян Ю. М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юрист, 1966. C 45.

[48]Волженкин Б. В. Общественная опасность личности преступника // Правоведение. 2008. № 4. С. 269.

[49]Дзускаева З.Т. Общественная опасность преступлений против семьи и несовершеннолетних // Вестник МИЭП. 2015. № 3 (20). С. 107.

[50]Дзускаева З.Т. Общественная опасность преступлений против семьи и несовершеннолетних // Вестник МИЭП. 2015. № 3 (20). С. 107.

[51]Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного поведения несовершеннолетних // Известия Волгоградского государственного педагогического университета.  № 6. т. 60. 2011. С. 77 – 78.

[52]Там же. С. 80.

[53]Прончев К. В. Последствия семейного насилия в отношении несовершеннолетних // Территория науки. 2013. № 4 С.148.

[54]Комарницкий А.В. Степень криминогенной виктимизации несовершеннолетних в сфере семейных отношений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2013. № 2 (29). С.81.

[55]Раимбакиева Л.Х., Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого образения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С. 5.

[56]Там же.

[57]Ерусланова Р.И. и Милюхин К.В. Насилие в семье: учебное пособие. М.: Издательство – торговая корпорация «Дашков и К», 2011. С. 42.

[58]Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования. М.: «Академия», 2011. С. 90-91.

[59]Там же. С. 91.

[60]Раимбакиева Л.Х., Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого образения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С.7.

[61]Там же. С. 9.

[62]Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения: учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. Образования. М.: «Академия», 2011. С. 96-98.

[63]Там же. С. 94.

[64]Раимбакиева Л.Х., Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого образения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С.16.

[65]Кукушкина.Л.Е. Детство без насилия  // Социальная работа. 2010. № 1. С.10-14.

[66]Приводится по: Елизаров А.Н. Социально-психологическая помощь семье, страдающей от насилия. Психология зрелости и старения. // Ежеквартальный научно-практический журнал. 2006. № 4 (36). С. 32-48.

[67]Раимбакиева Л.Х., Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого образения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С.22.

[68]Там же. С.22.

[69]Там же. С.29.

[70]Шипунова Т.В. Жестокое обращение с детьми в семье: определение, генезис, перспективы исследований // Криминология: вчера, сегодня, завтра: 2002. № 1 (2). С. 96.

[71] Ениколопов С.Н. Современные проблемы психологии семейного насилия // Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М.: МАКС-Пресс, 2003. С. 96 - 102.

[72]Лапа В.Г.Видение проблемы жестокого обращения с детьми за рубежом // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2011. № 1. С. 101.

[73]Там же.

[74]Грицай А. Г. Проблема насилия над ребенком в семье и формы его проявления // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2011. № 22. С. 269.

[75]Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. № 4. С.75.

[76]Методическое пособие «Обзор зарубежного и российского опыта работы по выявлению и предотвращению случаев жестокого обращения с детьми (дайджест)». АНО ЦСППН, Пермь, 2010. С.4-5.

[77]РИА «Новости». Зарубежная практика защиты прав ребенка. URL: https://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html. (дата обращения 04.03.2016).

[78]Там же.

[79]Даллер К. Г. Социальная защита детей. Энциклопедия социальной работы. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993. Т. 3. С. 160-164.

[80]Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 81.

[81]Там же.

[82]Заброда Д.Г., Заброда С.Н. Австрийский опыт предупреждения домашнего насилия: характеристика и предложения по использованию в России // Общество и право. 2016. № 3 (57). С.109.

[83]Там же. С. 110.

[84]РИА Новости. Зарубежная практика защиты прав ребенка. URL: http://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html (дата обращения: 14.05.2016).

[85]Кошелева А. Д., Алексеева Л. С. Психологическое насилие над ребенком в семье, его причины и следствия // Насилие в семье: с чего начинается семейное неблагополучие. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000. С. 21-69.

[86]РИА Новости. Зарубежная практика защиты прав ребенка. URL: http://ria.ru/pravo_spravki/20100317/214971297.html (дата обращения: 14.05.2016).

[87]Методическое пособие «Обзор зарубежного и российского опыта работы по выявлению и предотвращению случаев жестокого обращения с детьми (дайджест)». АНО ЦСППН, Пермь, 2010. С.4-5.

[88] Там же. С. 5

[89]Шаповалова В. С. Государственная политика современной России в области защиты прав детей // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, № 2, 2010, С. 400.

[90]Там же.

[91]Там же.

[92]Там же.

[93]О развитии системы социального обслуживания семьи и детей, а также о предоставлении социальных услуг и услуг по социальному сопровождению детям и нуждающимся семьям с детьми от 31.07.2017 г. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/13 (дата обращения 24.05.2018).

[94]Там же.

[95]Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р г. Москва. URL: https://rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html (дата обращения 04.05.2017).

[96]Информация о ходе выполнения в 2015 году плана мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2015 г. № 607-р. Официальный сайт Минтруд РФ. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/protection/281 (дата обращения 24.05.2018).

[97]Там же.

[98]О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы. от 16 августа 2012 года N 864. URL: http://docs.cntd.ru/document/822401188 (дата обращения 09.05.2017).

[99]Там же.

[100]Ежегодный доклад за 2015 год. URL: http://www.spbdeti.org/id5872 (дата обращения 04.05.2017).

[101]Материалы из заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL:http://www.spbdeti.org/id6716 (дата обращения 15.05.2018).

[102]Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы. URL: http://www.spb-family.ru/doc/concept2.pdf (дата обращения 04.05.2017).

[103]Там же.

[104]Концепция семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы. URL: http://www.spb-family.ru/doc/concept2.pdf (дата обращения 04.05.2017).

[105]Там же.

[106]Материалы из заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL:http://www.spbdeti.org/id6716 (дата обращения 25.05.2018).

[107]Там же.

[108]Там же.

[109]О Стратегии действий в интересах детей в Санкт-Петербурге на 2012-2017 годы. от 16 августа 2012 года N 864. URL: http://docs.cntd.ru/document/822401188 (дата обращения 09.05.2017).

[110]Там же.

[111]Домашнее насилие в России: бьют взрослые, страдают дети. РИА-новости. URL: http://ria.ru/society/20140708/1015163136.html (дата обращения 05.05.2017).

[112]NEWS.ru. СК объявило росте числе россиян, желающих взять в семью сирот с целью заработать на их сексуальной эксплуатации. URL: http://www.newsru.com/russia/23jun2017/expl.html?utm_source=tema-main (дата обращения 04.05.2017).

[113]Там же.

[114]Беседина О. А. Распространенность жестокого обращения с детьми в российских семьях. Вестник Тюменского государственного университета // Социально-экономические и правовые исследования, 2016. № 2 (3). С. 55-65.

[115]Луковцева З.В. Динамика жестокого обращения с ребенком в семье как предмет психологического исследования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62504.shtml (дата обращения: 01.05.2018).

[116]Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления /Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. С. 126.

[117]Материалы из заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите из прав при Правительстве Санкт-Петербурга. Сайт уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге. URL:http://www.spbdeti.org/id6716 (дата обращения 19.05.2018).

[118]Раимбакиева Л.Х.,Разнадежина Н.А,Батынова Г.Х.,Василькина Е.М. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С. 5.

[119]Грицай А. Г., Спирина В. И.. Физическое насилие в семье как одна из форм жестокого обращения с детьми // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011 № (1), С. 27-32.

[120]Раимбакиева Л.Х.,Разнадежина Н.А, Батынова Г.Х., Василькина Е.М. Предупреждение жестокого обращения с детьми в семье. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2012. С. 8

[121]Там же. С. 11

[122]Там же. С. 14

[123]Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие / А.С. Дудкин. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2011. С. 10.

[124]Е. Д. Иванникова. Социологическая интерпретация понятия «Социальный риск» // Наука. Инновации. Технологии, 2007, № 52, С. 193

[125]Краткий юридический словарь 5 200 терминов [авт. и сост.: А. Н. Азрилиян и др.]; под ред. А. Н. Азрилияна. - Изд. 2-е, доп.

[126]Мищенко В.А., Устьянцева А.Д. Социальная защита детей от жестокого обращения в семье: проблемы и пути решения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: