Цели и задачи QFD-методологии:
- позволить «голосу потребителя» быть ясно услышанным в процессе разработки и совершенствования как продукции, так и соответствующих производственных операций;
- выполнить принцип «все должно быть сделано правильно с первого раза» и точно в срок.
QFD-методология используется для обеспечения лучшего понимания потребителей при проектировании, разработке и совершенствовании продукции, услуг и процессов с применением все большей и большей ориентации на установленные и предполагаемые потребности потребителей.
Бенчмаркинг (Benchmarking – методология реперных точек) представляет собой процесс систематического, методического и непрерывного определения и изучения лучших видов деятельности и лежащих в их основе навыков и умений, применяемых лидирующими в данной отрасли компаниями в их стремлении к совершенствованию. Процесс бенчмаркинга, основываясь на лучших примерах, осуществляет стимулирование стремлений (целей и задач) компании на всех уровнях в направлении постоянного совершенствования своей деятельности и достижения превосходства над конкурентами.
|
|
Бенчмаркинг – это стратегия стимулирования изменений (перемен) и оптимизации деятельности в работе компании.
Бенчмаркинг в своей основе применяется для того, чтобы сравнить процессы компании и ее деятельность с лучшими процессами и деятельностью общепризнанных лидеров отрасли. Основываясь на результатах сравнительного анализа, осуществляется оценка величины разрыва (отставания или опережения) в деятельности компании по сравнению с лидерами. Бенчмаркингу, как правило, подвергаются следующие основные процессы компании:
- маркетинг;
- применяемые технологии;
- выпускаемая продукция;
- процессы материально-технического обеспечения и закупки.
Процесс бенчмаркинга является циклическим и, по сути, бесконечным, поскольку не только компания осуществляет изменения в своей деятельности, но и конкуренты развиваются во времени и совершенствуют свои процессы и продукцию. Методология осуществления бенчмаркинга предусматривает следующую последовательность действий:
На основе результатов бенчмаркингового исследования должны быть сформулированы конструктивные функциональные цели, позволяющие закрыть имеющийся разрыв в уровне исполнения деятельности и вплотную приблизиться, а еще лучше – превзойти передового конкурента. Результаты бенчмаркинга должны быть отображены в политике и целях компании, а в дальнейшем также внедрены в практическую деятельность для того, чтобы эти результаты способствовали осуществлению возможностей для усовершенствований.
|
|
ВАЖНО
Бенчмаркинг не является разовым видом деятельности − это процесс непрерывного и постоянного улучшения. Всегда имеются методы, возможности и пути для осуществления новых усовершенствований. Конкуренция никогда не прекращается, в соответствующие моменты времени проявляются новые и лучшие виды практической деятельности.
ПРИМЕР
В одном из банков проблема очередей в операционных залах и невысокой скорости обслуживания была успешно решена с использованием бенчмаркинга. Изучив опыт успешных розничных банков, было принято решение реализовать следующие инициативы:
- Поставить в точках обслуживания многофункциональные банкоматы Cash-In, благодаря которым клиенты могут выполнять самостоятельно (без операциониста) большое количество банковских операций, прежде всего – внесение денежных средств на счет и выполнение коммунальных платежей.
- Снизить стоимость либо сделать бесплатной (для отдельных пакетов услуг) систему «Интернет-банк», благодаря которой клиенты могут выполнять дистанционно (без посещения офиса банка) большое количество банковских операций.
- Внедрить систему электронных очередей, благодаря которой в операционных залах снижается беспорядочное скопление клиентов и каждый клиент может быть спокойным и уверенным, что его своевременно обслужат.
- Оптимизировать и автоматизировать часть клиентских бизнес-процессов, например, открытие депозита, оформление документов на получение кредита и др. Благодаря этому клиент тратит меньше времени на взаимодействие с сотрудником банка.
Инструменты анализа качества – это группа методов, применяемая в системе управления качеством для оптимизации и улучшения продукции, процессов, систем. При этом некоторые из инструментов анализа качества оформлены в виде стандартов и являются обязательными для применения в некоторых отраслях промышленности (в том случае, если организация внедряет систему качества).
Анализ форм и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis, FMEA-методология), известный также под названием «Анализ рисков», является инструментом управления качеством, который наиболее часто применяют на этапе проектирования и обычно используется для анализа продукции и процессов. В рамках данной методологии стараются определить скрытые (неочевидные) формы возможных отказов, а также критичность возможных последствий (риск) для потребителей продукции. Поэтому особое значение приобретают вопросы обеспечения надежности продукции и ее безопасности, т. е. решение вопросов, связанных с возникновением проблем, симптомы которых могут развиваться только после того, как продукция попала к пользователю.
ВАЖНО
Анализ форм и последствий отказов (Failure Mode and Effect Analysis, FMEA-методология) используется в качестве одной из упреждающих мер для системного обнаружения причин, вероятных последствий, а также для планирования возможных противодействий по отношению к отслеживаемым отказам.
При FMEA-анализе процессов главным является заблаговременный поиск для каждого этапа процесса ответов на следующие вопросы:
- Каким образом при осуществлении процесса может произойти отказ или неудача?
- Что может быть причиной этой неудачи?
- Что произойдет, если при осуществлении процесса случится неудача?
- Как можно предотвратить последствия отказа?
В рамках FMEA-анализа используется термин «форма отказа», а не механизм отказа. При использовании этого инструмента управления качеством не предполагается осуществление прямого анализа причин отказа, а лишь прогнозирование результатов появления отказа, насколько серьезны будут последствия этого отказа.
В рамках осуществления анализа форм и последствий отказов предполагается выполнение трех основных этапов работы, в каждом из которых выполняется ряд последовательных действий:
|
|
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) – инструмент системного контроля качества функций объекта (изделия, процесса, структуры), направленный на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации объекта при сохранении (и повышении) его качества и полезности. Метод был разработан конструктором Пермского телефонного завода Ю.М. Соболевым, но как самостоятельный метод ФСА был введен в широкую практику Л.Д. Майлзом (США).
ФСА (функционально-стоимостный анализ, Value Engineering, Value Management, Value Analysis) – метод технико-экономического исследования систем, направленный на оптимизацию соотношения между их потребительскими свойствами (качество функций) и затратами на достижения этих свойств.
Проведение функционально-стоимостного анализа осуществляется путем реализации следующих этапов: