Методические аспекты формирования
Культурно-гигиенических навыков
В средней группе детского сада
Воспитатель: Дмитриева Анастасия Михайловна
2019 год
Содержание
1 Суть понятия
1.1 Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков
1.2 Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе
2 Какие приёмы используются в работе на формирование КГН
2.1 Словесные приёмы
2.1.1 Объяснение
2.1.2 Беседа
2.1.3 Загадки и стихотворения
2.1.4 Короткие сказочные сюжеты
2.2 Наглядные приёмы
2.3 Практические приёмы
2.4 Игровые приёмы
2.4.1 Таблица: игровые приёмы для воспитания КГН
3.1 Таблица: пример составления перспективного плана для средней группы
4 Временной план занятия по формированию КГН
4.1 Таблица: пример конспекта занятия по формированию КГН в средней группе на тему «Водичка, водичка» (фрагменты)
Суть понятия
КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».
Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей образовательного процесса в детском саду. Наиболее актуальным вопросом организации учебно-воспитательной деятельности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков (КГН). Эта работа требует составления тщательно продуманного плана, только в этом случае она будет способствовать физическому, психическому развитию ребят, а также воспитанию у них культуры поведения в быту. При этом для каждой возрастной группы есть свои тонкости организации работы по формированию КГН. Остановимся более детально на особенностях воспитательного процесса в средней группе (малыши 4–5 лет).
Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков
Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:
- мыть руки;
- умываться;
- одеваться и раздеваться самостоятельно;
- принимать пищу аккуратно.
Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:
- Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
- Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
- Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
- Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
- Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).
- «Почему плохо быть как Федора?»;
- «Как почувствовала себе Федора, когда от неё убежали посуда, мебель, вещи?»;
- «Что нужно делать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?».
- Не люблю грязнуль, нерях, Грязных шортиков, рубах. Чтоб без сажи были лица, Предлагаю всем умыться. А чтоб тело чистым было, Вам поможет в этом … (Мыло);
- Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире. После ванны, после душа Вас обнимет и просушит. (Полотенце);
- В жаркий день самой желанной бывает… (Вода).
- Нынче за окном мороз.
Чтобы мальчик не замёрз,
Надеваем мы штанишки –
Будем бегать в них вприпрыжку.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Тёплые носки надень,
Раз такой морозный день!
Куртка — тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
А ещё тебе на ножки
Обуваем мы сапожки.
Обуваем мы сапожки,
Чтобы бегать по дорожкам!
Это интересно. В средней группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.
Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.
Какие приёмы используются в работе на формирование КГН
Работа на формирование КГН, как и любой другой вид деятельности, подразумевающий взаимодействие с детьми, требует применения комбинации из четырёх групп методических приёмов.
Словесные приёмы
Важность этой группы способов взаимодействия с детьми заключается в том, что в 4–5 лет малыши, овладев основами звукового и грамматического строя языка, активно формируют собственный речевой образ, а в этом деле не обойтись без образца, то есть восприятия речи взрослого.
Объяснение
Для того чтобы дети запомнили порядок выполнения того или иного действия, педагог должен дать чёткие и понятные инструкции, используя понятные детям слова и короткие простые предложения. Например, при подготовке ко сну после обеда: сняли футболки — развесили их на спинках стульев, майки оставили, разулись, сняли носки — обувь поставили под свой стул, носки повесили на перекладину внизу, сняли шорты/юбки — разложили на сиденье стула. В процессе отработки навыка объяснение может сокращаться, но всё равно присутствовать для напоминания.
Беседа
Этот словесный приём в средней группе позволяет приобщать малышей к обсуждению проблемных вопросов. Например, перед тем как отправиться мыть руки после прогулки, в контексте прочитанной накануне сказки К. Чуковского «Федорино горе», я своим воспитанникам предлагаю ответить на такие вопросы:
Поскольку КГН нуждаются в постоянном закреплении, то с помощью повторяющихся вопросов сделать это будет проще. Например, во время игры «Дочки-матери» педагог интересуется, помыла ли «дочка» ручки перед едой, или спрашивает «маму», как она оденет своего «ребёнка» в прохладную погоду и пр.
Загадки и стихотворения
В своей практике загадки я использую для напоминания ребятам алгоритма привычных гигиенических процедур. К примеру, отправляясь мыть руки и умываться после прогулки, мы с детьми вспоминаем, какие вещи нам потребуются:
В своей практике воспитания КГН у детей средней группы я использую стихотворения для того, чтобы мотивировать малышей к сборам на улицу, а именно надеванию вещей в правильном порядке.