Загадки и стихотворения

Методические аспекты формирования

Культурно-гигиенических навыков

В средней группе детского сада

 

 

                    

 

 

                               Воспитатель: Дмитриева Анастасия Михайловна

 

                                                     

 

                                  2019 год

 

                                                 Содержание

1 Суть понятия

1.1 Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков

1.2 Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе

2 Какие приёмы используются в работе на формирование КГН

2.1 Словесные приёмы

2.1.1 Объяснение

2.1.2 Беседа

2.1.3 Загадки и стихотворения

2.1.4 Короткие сказочные сюжеты

2.2 Наглядные приёмы

2.3 Практические приёмы

2.4 Игровые приёмы

2.4.1 Таблица: игровые приёмы для воспитания КГН

3.1 Таблица: пример составления перспективного плана для средней группы

4 Временной план занятия по формированию КГН

4.1 Таблица: пример конспекта занятия по формированию КГН в средней группе на тему «Водичка, водичка» (фрагменты)

 

Суть понятия

КГН — это набор умений, которыми малыши овладевают в процессе психофизического развития, воспринимая их неотъемлемой частью общей культуры человека. Иными словами, дети учатся умываться, держать ложку и т.д., считая эти умения обязательными составляющими поведения каждого человека. В средней группе акцент в работе по воспитанию КГН делается на увеличение степени самостоятельности ребят, возраст которых как раз и направлен на удовлетворение потребности «я сам».

Воспитание здорового дошкольника — одна из приоритетных целей образовательного процесса в детском саду. Наиболее актуальным вопросом организации учебно-воспитательной деятельности является формирование у детей культурно-гигиенических навыков (КГН). Эта работа требует составления тщательно продуманного плана, только в этом случае она будет способствовать физическому, психическому развитию ребят, а также воспитанию у них культуры поведения в быту. При этом для каждой возрастной группы есть свои тонкости организации работы по формированию КГН. Остановимся более детально на особенностях воспитательного процесса в средней группе (малыши 4–5 лет).

 

Цели и задачи работы по формированию культурно-гигиенических навыков

Миссия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) сводится к созданию положительного отношения и освоению умений:

  • мыть руки;
  • умываться;
  • одеваться и раздеваться самостоятельно;
  • принимать пищу аккуратно.

Для реализации этих целей в средней группе на занятиях по формированию КГН педагогу необходимо решать следующие задачи:

    Это интересно. В средней группе можно вводить практику личного примера, когда малыши, освоившие тот или иной навык, показывают порядок выполнения какого-либо конкретного действия своим товарищам.

    Принципы проведения работы по воспитанию КГН в средней группе

    Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены требования к организации работы по формированию КГН в детском саду.

    1. Освоение умений должно быть увлекательным, ненавязчивым.
    2. Все элементы работы по формированию КГН нужно облечь в игровую форму.
    3. Нельзя торопить малышей. Например, начатое ещё в первой младшей группе освоение навыка кушать ложкой, некоторым ребятам 4–5 лет по-прежнему может даваться нелегко, особенно если их подгонять. Поэтому педагогу нужно терпеливо повторять, отрабатывать уже знакомые навыки, совершенствуя их выполнение и добавляя новые.
    4. Отработка того или иного навыка должна проводиться либо в парах, либо в малых группах (по 2–3 человека) – дети должны видеть, как действие выполняется сверстником.
    5. Формирование КГН проводится на отдельных занятиях, вписывается в выполнение режимных моментов, а также стихийно вводится на всех видах занятий (например, когда ребёнку потребовалось высморкаться в носовой платок в процессе любого урока, педагог демонстрирует ему при необходимости порядок выполнения этого действия).

    Какие приёмы используются в работе на формирование КГН

    Работа на формирование КГН, как и любой другой вид деятельности, подразумевающий взаимодействие с детьми, требует применения комбинации из четырёх групп методических приёмов.

    Словесные приёмы

    Важность этой группы способов взаимодействия с детьми заключается в том, что в 4–5 лет малыши, овладев основами звукового и грамматического строя языка, активно формируют собственный речевой образ, а в этом деле не обойтись без образца, то есть восприятия речи взрослого.

    Объяснение

    Для того чтобы дети запомнили порядок выполнения того или иного действия, педагог должен дать чёткие и понятные инструкции, используя понятные детям слова и короткие простые предложения. Например, при подготовке ко сну после обеда: сняли футболки — развесили их на спинках стульев, майки оставили, разулись, сняли носки — обувь поставили под свой стул, носки повесили на перекладину внизу, сняли шорты/юбки — разложили на сиденье стула. В процессе отработки навыка объяснение может сокращаться, но всё равно присутствовать для напоминания.

    Беседа

    Этот словесный приём в средней группе позволяет приобщать малышей к обсуждению проблемных вопросов. Например, перед тем как отправиться мыть руки после прогулки, в контексте прочитанной накануне сказки К. Чуковского «Федорино горе», я своим воспитанникам предлагаю ответить на такие вопросы:

    • «Почему плохо быть как Федора?»;
    • «Как почувствовала себе Федора, когда от неё убежали посуда, мебель, вещи?»;
    • «Что нужно делать, чтобы не оказаться в такой же ситуации?».

    Поскольку КГН нуждаются в постоянном закреплении, то с помощью повторяющихся вопросов сделать это будет проще. Например, во время игры «Дочки-матери» педагог интересуется, помыла ли «дочка» ручки перед едой, или спрашивает «маму», как она оденет своего «ребёнка» в прохладную погоду и пр.

    Загадки и стихотворения

    В своей практике загадки я использую для напоминания ребятам алгоритма привычных гигиенических процедур. К примеру, отправляясь мыть руки и умываться после прогулки, мы с детьми вспоминаем, какие вещи нам потребуются:

    • Не люблю грязнуль, нерях, Грязных шортиков, рубах. Чтоб без сажи были лица, Предлагаю всем умыться. А чтоб тело чистым было, Вам поможет в этом … (Мыло);
    • Есть у каждого в квартире, И побольше, И пошире. После ванны, после душа Вас обнимет и просушит. (Полотенце);
    • В жаркий день самой желанной бывает… (Вода).

     

    В своей практике воспитания КГН у детей средней группы я использую стихотворения для того, чтобы мотивировать малышей к сборам на улицу, а именно надеванию вещей в правильном порядке.

    • Нынче за окном мороз.
      Чтобы мальчик не замёрз,
      Надеваем мы штанишки –
      Будем бегать в них вприпрыжку.
      Надеваем свитерок,
      Чтоб от холода берёг.
      Тёплые носки надень,
      Раз такой морозный день!
      Куртка — тёплое пальто –
      Не замёрзнем ни за что!
      Мягкий шарф в мороз согреет
      Подбородок, грудь и шею.
      Рукавички надеваем,
      Шапочку не забываем.
      А ещё тебе на ножки
      Обуваем мы сапожки.
      Обуваем мы сапожки,
      Чтобы бегать по дорожкам!

     

     



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: