Короткие сказочные сюжеты

Сказки традиционно считаются очень эффективным способом мотивировать детей. В случае с формированием культурно-гигиенических навыков короткие истории помогают приобщить малышей к их выполнению.

Так, например, в работе с воспитанниками средней группы при освоении навыка аккуратно принимать пищу, я предлагаю малышам прослушать и ответить на вопросы по сказке «Грязнуха и Аккуратинка». «Жили-были в стране Мойдодырии Грязнуха и Аккуратинка. Грязнуха кушала руками, рот не вытирала, зубы никогда не чистила, а Аккуратинка, наоборот, очень следила за чистотой: пользовалась салфеткой, ложкой, вилкой и зубки чистила дважды, а после каждого приёма пищи рот полоскала. И вот однажды приехали в Мойдодырию снимать кино. Надо сказать, Грязнуха и Аккуратинка очень хотели сниматься в кино. И как же расстроилась Грязнуха, когда ей отказали. А всё потому, что хоть девочкой она была симпатичной, этого никто не заметил: настолько она была неряшлива. Тогда Аккуратинка решила помочь девочке: научила её мыть руки, пользоваться салфеткой, столовыми приборами, показала, как правильно чистить зубы. Буквально через пару дней Грязнуху было не узнать: красивая, опрятная девочка. И когда в следующий раз приехали подбирать артистов для фильма, её пригласили сниматься. Только имя пришлось поменять, теперь она Опрятинка».
Для проверки понимания сюжета я предлагаю малышам ответить на такие вопросы:
«Почему никто не замечал, что Грязнуха симпатичная?»;
«Каким образом Аккуратинка помогла Грязнухе?»;
«Как сейчас зовут Грязнуху?».

Такие сюжеты можно составлять «на ходу», учитывая, что:

  • истории не должны быть слишком длинными;
  • в сказку не стоит включать больше 2–3 персонажей, иначе детям будет сложно запомнить все повороты сюжета с ними связанные;
  • рассказ уместно сопровождать наглядностью или вести повествование от лица игрушки.




Наглядные приёмы

Ведущим каналом восприятия окружающего мира у дошкольников является зрительный. Поэтому средства наглядности должны сопровождать любой вид деятельности малышей. Для формирования КГН средствами воздействия на зрительный канал могут быть:

  • картинки, иллюстрирующие порядок выполнения того или иного действия;
  • презентации (например, когда малыши отрабатывают навык застёгивания, расстегивания одежды им можно предложить набор из 3–4 слайдов с изображением разных видов застёжек);
  • личный пример (странно требовать от ребят мыть руки перед едой, если воспитатель, прежде чем пригласить малышей за столы и пожелать приятного аппетита, не сделал это сам);
  • видеоролики, мультфильмы (этот приём очень эффективен в отношении объяснения «что такое хорошо, а что такое плохо», то есть наглядной демонстрации последствий неверных действий).

Практические приёмы

Эта группа приёмов, как правило, используется для закрепления знаний, умений и навыков. Таким образом ребята обобщают свой опыт, материализуя его в том или ином творческом процессе. При формировании КГН можно создавать:

  • рисунки (например, необходимых атрибутов для приёма пищи — ложки, вилки, тарелки, салфетки и пр.);
  • аппликации (это задание можно интегрировать, например, с формированием элементарных математических представлений, когда ребята из заготовок-геометрических фигур создают предметы, относящиеся к вопросам культуры здоровья — овал для мыла, прямоугольник для полотенца и т.д.);

Игровые приёмы

Как уже отмечалось, для облегчения усвоения того или иного навыка его отработку следует облечь в игровую форму.

Таблица: игровые приёмы для воспитания КГН

Группа игровых приёмов Вид игрового приёма Название игры

Цель

Содержание

Дидактичес

кие

Словесная «Чистоплотные дети»

Проверить знания детей относительно назначения предметов гигиены (мыла, расчёски и пр.).

Сначала дети рассказывают, что нужно делать, чтобы руки, лицо были чистыми, а затем педагог называет часть тела, например, «лицо», а дети перечисляют те предметы гигиены, которые нужны для ухода за ней (мыло, полотенце).

Игра с предметами «Угостим кукол чаем»

познакомить детей с назначением посуды для чаепития;

учить выполнять предметно-игровые действия с предметами (расставлять чашки на блюдца, раскладывать салфетки, ложки и т.д.).

Педагог говорит, что сегодня в группу придут куклы, которых, как гостеприимные хозяева, дети будут угощать чаем. После чего малыши сначала за воспитателем, а затем самостоятельно показывают весь алгоритм сервировки стола для чаепития.

Сенсорная «Что ты можешь о них сказать»

Познакомиться и рассказать о предметах гигиены.

На столе разложены предметы гигиены, педагог просит ребят выбрать любой, описать и рассказать о его назначении.

Интерактивная

Дети тренируются выполнять те или иные действия по самообслуживанию на тренажёрах для интерактивной доски

Театрализо

ванные

Инсценировка

«Мойдодыр»

проверить знание сюжета сказки;

развивать навыки перевоплощения в образ персонажа;

учиться анализировать действия и поступки.

Малыши разыгрывают по ролям отдельные сценки из произведения К. Чуковского.
Сюжетно-ролевая

«Дочки-матери»

Универсальная игра для закрепления любого навыка. Ребёнок в данном случае выступает режиссёром действий кукол, или актёром, исполняющим роль малыша, осваивающего навык.

Имитация

«Вымой руки»

Закрепить порядок действий при мытье рук

Педагог показывает ребятам резинового зайчика, объясняет, что тот только пришёл с прогулки и просит помочь вымыть ему руки. Дети по очереди моют лапки игрушке.
Кукольный театр, театр на фланелеграфе

Дети показывают то, как они усвоили навыки, действуя от лица кукол (перчаточных, бибабо) или фигурок для фланелеграфа. Например, выбирают подходящую по погоде одежду на прогулку.

Игры по образцу

«Почистим зубки»

Взрослый и малыши стоят перед зеркалом, дети смотрят за порядком выполнения действий и повторяют их.

«Фонтанчики»
             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: