Понятие речевого нарушения

РЕФЕРАТ

 

на тему:

«Особенности психологического развития детей с недостатками речевого развития»


 

Выполнил: Новикова А.В.

Проверил: Бреннер Д. А.

 

 

г. Ижевск, 2020


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..…3

1. Функции речи в психическом развитии ребенка …………………….................5

2. Понятие речевого нарушения ……………………………………………………6

3. Причины недоразвития речи ………………………………………………….…6

4. Основные виды речевых нарушений………………………………………….…7

5. Характеристика детей с речевыми нарушениями……………………………..10

Заключение ………………………………………………………………………...14

Список литературы ……………………………………………………………….15

 

 

Введение

В настоящее время огромное количество детей Российской Федерации относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. На современном этапе развития специального образования, первоочередной задачей становится развитие личности проблемного ребенка, вопросы адаптации и социализации. Нарушения в развитии приводят к «выпадению» ребенка из социального пространства, нарушению связей с культурой как источником развития высших психических функций, специфических человеческих способностей. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного усвоения общественного опыта возникают вторичные отклонения в развитии, социальная некомпетентность. [№4, с 24]

Современная отечественная психология базируется на позициях общественно-исторического происхождения психики. На ее развитие огромное влияние оказали идеи Л.С. Выготского о прижизненном формировании психики ребенка путем присвоения культурно-исторического опыта. [№1, с. 22].

Согласно представлениям Л.С. Выготского, сложные психические процессы - высшие психические функции - являются продуктом исторического развития и имеют сложное строение. Это особенность не только высших, но и элементарных психических функций человека, которые имеют социальную природу, таких, как тональный слух, фонематический слух и др. Развитие психических функций проходит ряд этапов. Все сложные формы психической деятельности (произвольное внимание, логическая память, отвлеченное мышление и другие) имеют опосредованное строение, в котором главная роль принадлежит речи. Слово может замещать предметы и явления в их отсутствие, опосредуя тем самым протекание любого психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Речь переводит строение и осуществление высших психических функций на новый, более высокий уровень. [№1, с. 23].

То есть, высшие психические функции рассматриваются современной отечественной психологией как развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных и моторных процессов, которые затем свертываются, «интериоризируются», превращаясь в «умственные действия». В формировании высших психических функций решающая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся осознанными и произвольными [№1, с. 24].

Психические процессы и свойства личности не являются результатом созревания отдельных зон или участков мозга. Они складываются в онтогенезе и зависят от образа жизни ребенка. И в норме, и при нарушенном развитии формирование психики ребенка носит поступательный характер. Каждый из этапов завершается формированием принципиально новых качеств, которые в свою очередь становятся основой для развития следующего этапа.

Количество детей с нарушениями развития речи очень велико (занимают второе место среди всех детей с недостатками развития), и к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры нарушения. Предупреждение речевых нарушений способствует гармоничному развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для приобретения знаний. [№4, с. 28]

Цель моей работы - провести теоретическое исследование проблемы психологического развития у дошкольников с недостатками речи и определить их основные виды.

 

 

Функции речи в психическом развитии ребенка

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Возникает и развивается речь при наличии определённых биологических предпосылок и прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения ребёнка со взрослым. При этом ведущее значение имеет общение ребёнка с эмоционально близким для него взрослым (матерью). Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми. Изоляция ребёнка от стимулирующей среды человеческого окружения (семьи, детской группы и т.п.) рассматривается как депривационная ситуация, которая оказывает замедляющее влияние на его психическое развитие. Особенно неблагоприятное влияние на развитие речи оказывает эмоциональная депривация, и прежде всего потребностей в теплоте, ласке, любви. Подобная ситуация нередко складывается в неблагополучных семьях, при злоупотреблении родителями алкоголем, при отсутствии матери или отца. [№2, с. 121]

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступает растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включает в себя все виды деятельности, в том числе и познавательную. Речь тесно связана со всей психической жизнью человека: мышлением, воображением, эмоциями, волей и другими. Речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании самосознания и самооценки, проявления тревожности и агрессивности разной степени выраженности.

Понятие речевого нарушения

Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека. Как правило, они обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме речи, не соответствуют возрастной норме, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Для их обозначения специалистами используются различные, не всегда взаимозаменяемые термины - расстройства речи, дефекты речи, недостатки речи, недоразвитие речи, речевая патология, речевые отклонения. [№3, с 227]

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми нуждами их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития. Выделение этих дифференцирующих признаков необходимо для их отграничения от речевых нарушений, отмечаемых у детей с олигофренией, задержкой психического развития, слепых и слабовидящих, детей с ранним детским аутизмом и др. [№3, 228]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: