Основные виды речевых нарушений

В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находиться две классификации речевых нарушений, одна клинико-педагогическая, вторая психолого-педагогическая. Механизмы и симптоматика речевой патологии рассматриваются с позиции клинико-педагогического подхода. При этом выделяют следующие расстройства:

· Дислалия -нарушение звукопроизношения. При дислалии слух и иннервация мышц речевого аппарата остаются сохранными. Нарушение звукопроизношения при дислалии связано с аномалией строения артикуляционного аппарата либо особенностями речевого воспитания.

· Нарушение голоса - это отсутствие или расстройство голосо-образования (фонации) вследствие патологических изменений голосового аппарата. Различают частичное нарушение голоса (страдает высота, сила и тембр) - дисфония и полное отсутствие голоса - афония.

· Ринолалия - нарушение звукопроизношения и тембра голоса, связанное с врожденным анатомическим дефектом строения артикуляционного аппарата.

· Дизартрия - нарушение звукопроизносительной и мелодико-интонационной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.

· Заикание - нарушение плавности речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата.

· Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у детей, обусловленное органическим поражением головного мозга.

· Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная органическими локальными поражениями головного мозга.

· Дисграфия -неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта.

· Дислексия -частичное (полное) нарушение чтения.

Психолого-педагогическая классификация возникла в связи с необходимостью логопедического воздействия в условиях работы с коллективом детей (группой, классом). Для этого нужно было найти общие проявления речевого дефекта при разных формах аномального развития речи у детей. Такой подход требует построения классификации на основе лингвистических и психологических критериев, среди которых учитываются структурные компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, соотношение видов речевой деятельности (устной и письменной). Речевые нарушения в данной классификации подразделяются на две группы.

Первая группа - нарушение средств общения (фонетико-фоне - матическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой ее стороне. В качестве общих признаков отмечаются: позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения, дефекты фонемообразования. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния (алалия) до развернутой, но с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития (дислалия). В зависимости от степени сформированных речевых средств у ребенка общее недоразвитие речи подразделяется на три уровня.

Вторая группа - нарушения в применении средств общения,куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия. В данной классификации отражается последовательная опора на принцип системного подхода, в основе которого лежит соотношение нарушений речи как одного из психических процессов с другими сторонами психики ребенка, развитие которых тесно связано с речью. [№4, с. 111]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: