Сведения об авторе – Название – Вступление – Цель статьи – Основная часть – Выводы (заключение) – Список литературы

Кроме того, языковое оформление статьи должно отвечать литературным нормам современного русского языка, а ее техническое оформление соответствовать общепринятым требованиям к набору текста. Приложение 3.

Материалы для публикации представляются на электронном и (или) бумажном носителях. Содержимое электронного носителя должно точно соответствовать распечатанному материалу.

Кроме письменного описания педагогического опыта традиционно используются устные формы его представления: доклад, публичное выступление.

Считаем целесообразным подробно остановиться на данной форме.

В выступлении необходимо:

- отразить в названии основную идею педагогического опыта;

- обосновать актуальность и практическую значимость представляемой работы для повышения качества образовательного процесса;

-дать научное обоснование представленного опыта (теоретическую базу);

-описать сущность опыта, проанализировать теоретические и методические находки, организацию, содержание, формы, приёмы и методы педагогической деятельности;

-рассказать о полученных результатах, условиях применения, возможных трудностях;

- сообщить о деятельности по апробации опыта.

При подготовке выступления педагогу необходимо ответить самому себе на несколько вопросов:

1.Цель выступления (ради чего оно затевается?).

2.Какова аудитория?

3.Что представляет собой объект выступления? О чем доклад, что является его «ядром»:

- одно или несколько новшеств;

- условия применения новшества;

- методика освоения новшества;

- трудности внедрения новшества; прогнозы, обзор, сравнительный анализ и т.п.

4.Насколько актуален представляемый опыт для специалистов? Почему сегодня нужно говорить именно об этом?

5.В чем заключается новизна темы?

Стоит заметить, что новизна и актуальность - не одно и то же.

Новизна характеризует, насколько ново содержание выступления по сравнению с известными аналогами, а актуальность - в какой мере выступление отвечает запросам времени. Оптимальный вариант, когда доклад обладает новизной и актуальностью. Если доклад актуален, например, поднимает давнюю, но до сих пор не решённую проблему, он тоже заслужит внимания слушателей. Если информация докладчика не актуальна, но нова, она может заинтересовать слушателей, которые постоянно стремятся быть на «передовой» педагогических новшеств.

6. Разработан ли автором план (структура, логика) выступления?

Ключом к превращению предложений, которые просто описывают деятельность, в предложения, которые создают впечатление о конкретных достижениях, является правильный выбор глаголов:

Существует форма глагола, вызывающая у слушателя представление о вполне реальных результатах. Например, выполнил, разработал, увеличил, инициировал, создал, сделал и т.п. Это глаголы совершенного вида. Другие же глаголы и словосочетания с глаголами являются более неопределенными по отношению к результату деятельности. Такие глаголы, как работал, отвечал, участвовал, дают представление скорее о выполняемых функциях, чем о достигнутых результатах. Использование глаголов совершенного вида позволяет конкурсанту убедить аудиторию в конкретных успехах представляемого опыта работы.

7. Нужны ли раздаточные материалы?

Раздаточные материалы, помогающие отразить логику выступления, проиллюстрировать сложные места доклада, готовятся по мере необходимости.

8. Как оформить слайды? Приложение № 4

После того, как составлен текст и подготовлен видеоряд, можно продумать звуковое сопровождение выступления. Музыка подбирается очень осторожно и обоснованно. Хорошим фоном для выступления может стать тихая спокойная мелодия. Следует помнить, что её громкость должна составлять не более 20 % громкости голоса выступающего.

Также следует учесть, что для восприятия важна общая культура докладчика: его манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления. Логично составленная мультимедийная презентация помогает проиллюстрировать структуру доклада. Однако не стоит создавать презентацию только ради того, чтобы красивые слайды прикрывали бедность содержания.

9. Необходимы ли ссылки на первоисточники?

В научной среде считается хорошим тоном указание ссылок на первоисточники, а не утаивание их.

10.Что должны уяснить слушатели?

Важным аспектом хорошего доклада является предварительное осмысление докладчиком того, что останется у слушателей после его выступления. Докладчик акцентирует внимание слушателей (включает слушателей в процесс) на понятиях, моделях, свойствах или условиях таким образом, чтобы зафиксированная информация соответствовала авторскому замыслу. Важно:

структурировать выступление по тематическим блокам;

осмыслить вступление и заключение: известно, что окончание и начало речи запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными;

представлять особо важную информацию в начале или в конце выступления («закон края»), чтобы она лучше усвоилась;

включить в выступление убедительные факты и цифры, которые произведут на слушателей впечатление.

знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в выступлении, это придаст выступающему больше уверенности и авторитетности;

прогнозировать вопросы и замечания аудитории, подготовку возможных ответов;

разработать план-конспект выступления;

не заучивать текст наизусть, а опираться на план-конспект, благодаря чему выступление будет выглядеть естественнее и лучше восприниматься;

продумать приёмы удержания внимания аудитории;

соблюдать регламент (обычно на публичное выступление отводится до I0 минут, но, по мнению учёных, информация хорошо воспринимается только первые 7 минут).

Создает впечатление уверенности в себе и правильная осанка, которая делает любого человека стройнее. Наоборот, плохая осанка производит впечатление несобранности и неуверенности. Чтобы создать о себе благоприятное впечатление, нужно помнить, что осанка должна быть лёгкая, пружинистая и всегда прямая. Голова при этом слегка приподнята, плечи расправлены.

При представлении опыта собственной педагогической деятельности особое внимание уделяется следующим позициям: умению убеждать; умению управлять вниманием аудитории; правильности, точности, богатству, выразительности и чистоте речи; умению отвечать на вопросы. Есть такая восточная притча. Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал:

— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:

— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживёшь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились.

— Ведь ты сказал ему тоже самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён? — спрашивали они.

На что последовал ответ:

— Мы оба одинаково истолковали сон. Но всё зависит от того, не что сказать, а как сказать.

 

Заключение

Любой положительный опыт ценен сам по себе и замечательно, если педагог хочет поделиться этим опытом с коллегами. Поэтому рекомендуем всем педагогам стараться обобщать свой опыт в виде статей в педагогические журналы, на специализированные образовательные сайты или выпускать методические рекомендации и участвовать в профессиональных конкурсах. Обобщение собственного опыта, выступление на методических мероприятиях, участие в профессионально-педагогических конкурсах может способствовать повышению рейтинга педагога среди коллег, обеспечить ему перспективность, профессиональный рост и мастерство, материальное поощрение.

Литература

1. Глинский, А.А. Актуальные вопросы современного школоведения: пособие для руководящих работников общеобразовательных учреждений, специалистов отделов (управлений) образования и системы повышения квалификации /А. А. Глинский. - Минск: АПО, 2010. -341 с.

2. Даций Е.В., Лухтанова Е.В. Формы самопрезентации педагога: психологические рекомендации // Методист. – 2011. - №8.

3. Загвязинский В.Ч. Учитель как исследователь / Педагогика и психология, 1980-№4, с.65-93

4. Запятая, О.В. Технология описания педагогического опыта /О.В. Запятая, Т.Ф. Илларионова, Д.И. Карпович, В.Б. Лебединцев //Методист. - 2007. - № 7. - С. 2-6.

5. Иванова Т.А., Ващенко О.А. Технология организации конкурса профессионального мастерства в учреждении дополнительного образования детей //Методист. – 2010. - № 5.

6. Колесникова Н.Н. Педагогический конкурс как эффективная форма повышения профессионализма педагога дополнительного образования детей //Методист. – 2011. - № 4.

7. Моргун Д.В., Орлова Л.М. Содержание и организационные формы методической работы в учреждениях дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. – М.: МСоЭС, 2007. - 198 с.

8. Описание опыта собственной педагогической деятельности как конкурсное мероприятие /авт.-сост. Е.В.Шахрай. – Могилёв: УО «МГОИРО», 2012. – 64 с. [электронный ресурс http://oprb.ru/data/partner/6/message/FBy311AJ_66962.doc#1 – проверено 01.03.2014]

9. Пахомова, Е.М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы /Е.М. Пахомова //Методист. - 2005. - № 2. - С. 29-33.

10. Савина, Н.М. Обобщение актуального педагогического опыта /Н.М. Савина //Справочник заместителя директора школы. - 2011. -№ 2. - С. 41-57.

11. Сурикова, О.В. Рефлексивный анализ профессиональной деятельности педагога: учеб. -метод. пособие /О.В. Сурикова; ГУО «Акад. последиплом. образования». - Минск: АПО, 2011. - 96 с.

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: