(Памятка педагогу дополнительного образования)
- Выбирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы. Постарайтесь её оформить как можно точнее, конкретнее.
- Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы: планы, конспекты, дидактические материалы, тексты сочинений, результаты анкетирования обучающихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за их развитием. Отмечайте при этом ваши сомнения, неудачи.
- Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию литературы по интересующему вас вопросу.
- Приведите в систему ваши методические материалы (планы, карточки, схемы, виды самостоятельных заданий для обучающихся, темы исследований, проектов и др.), сопроводив их краткими разъяснениями.
- Работая над темой, советуйтесь с коллегами, рассказывайте им о своих трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
- Определите форму обобщения. Это могут быть доклад, статья, методическая разработка или рекомендации и т.п.
- Набросайте краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основа для ваших выводов. Снова уточните план, в нём должна быть основная идея и логика изложения темы.
- Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.
- Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен без их описания. Заблаговременно определите критерии и показатели результативности вашего опыта, подберите диагностический материал.
- Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях ошибках.
- При оформлении описания опыта тщательно работайте не только над содержанием, но и над текстом рукописи. До предела сокращайте введение, избегайте общих фраз, не стремитесь писать «паукообразно». Материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений. Следите за связностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).
- Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, карты, таблицы, работы обучающихся, списки литературы и др.).
- Работая над обобщением собственного опыта, обращайтесь за помощью к коллегам, пользуйтесь консультациями специалистов.
Приложение 2.
Образец оформления доклада-презентации