Особенности действующей Конституции Японии

Как упоминалось ранее, поражение Японии во Второй мировой войне и её оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм Японии.

В октябре 1945 года премьер-министр Японии Кидзюро Сидэхара сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу — примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства.

В феврале 1946 года японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен.

Уже в марте 1946 года правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 года, промульгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 года. Через шесть месяцев — 3 мая 1941 года — она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции.

Новая Конституция отличается от Конституции 1889 года по многим важным аспектам. Среди них можно указать следующие:

А) особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст. 1);

Б) принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции (глава 1 Конституции);

В) круг основных прав и свобод человека значительно расширен (глава 3);

Г) Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст. 9);

Д) ликвидация всех аристократических институтов (статья 14 Конституции). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа;

Е) значительное расширение масштабов осуществления местного самоуправления (статьи 92—95).

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее чёткое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в статье 1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (статья 41). Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Принцип пацифизма: особое значение, как указывалось ранее, имеет статья 9 Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Понятна цель включения этих положений в Конституцию Японии - предотвратить возрождение японского милитаризма.

Однако применение на практике норм статьи 9 Конституции связано с большим количеством проблем. С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой — выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях и в спасательных операциях при стихийных бедствиях.

На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские Силы самообороны, созданные в 1950 году в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 250 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает девятое место в мире, хотя соответствующее финансирование осуществляется всего в пределах 1% внутреннего валового продукта Японии.

Стоит отметить, что в последнее время расходы японского бюджета на оборону неуклонно увеличиваются.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма статьи 98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 года ни разу не подвергалась пересмотру или изменениям, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных её статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" статьи 9, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

Одна из причин конституционной стабильности Японии — "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный статьёй 96 основного закона страны. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента).

Вместе с тем уже сегодня можно сделать ряд следующих выводов о неизбежности внесения поправок в Конституцию 1947 года:

1. Несмотря на эпизоды протестных выступлений, в японском обществе практически сложился консенсус в пользу пересмотра Конституции. За её изменение выступают все крупнейшие политические партии, большинство депутатского корпуса (более 80%), половина населения. При этом общая направленность и содержание предлагаемых различными политическими силами и экспертами изменений по большому счёту близки.

2. Суть предлагаемых сегодня изменений и поправок Конституции состоит в обеспечении условий для постепенного освобождения Японии от ограничений, наложенных на неё после поражения во Второй мировой войне, и превращения страны таким образом в «нормальное государство», способное самостоятельно реагировать на современные и будущие угрозы и вызовы, особенно со стороны Китая и КНДР.

3. Пересмотр Конституции проходит на фоне заметно усилившихся в последнее время правонационалистических настроений в японском обществе и во многом отражает их.

4. Практический запуск процесса конституционной реформы, с учётом её предполагаемого характера, неизбежно вызовет вопросы у азиатских соседей Японии, прежде всего у Китая и Юной Кореи, и чреват, таким образом, дальнейшим ростом напряжённости в отношениях Токио с Сеулом и Пекином[1].

В то же время, как отмечалось выше, растёт военный бюджет Японии, что сигнализирует о желании японских властей иметь полноценную армию и отстаивать собственные интересы на международной арене с точки зрения полной независимости страны, в том числе в военном плане.

Таким образом, как представляется, процесс пересмотра Конституции в Японии прочно «встал на рельсы» и изменение основного закона страны является лишь проблемой времени.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: