Конспект урока №55 (6) по природоведению 7б класс 29.04.20
Тема урока: «Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы».
Цель урока: изучить особенности покрытосеменных растений, выявить признаки, по которым покрытосеменные растения делят на классы.
Задачи урока:
Коррекционно-образовательная:
- повторить знания о делении растений на группы;
- закрепить знания о покрытосеменных растениях и о признаках однодольных и двудольных растений.
Коррекционно - развивающая: развивать речь, корректировать произношение, насыщать учебный процесс наглядным материалом. Работать над речью в связи с формированием природоведческих знаний и умений, усилить работу над обобщением: как средством повышения знаний, умений, умственного развития учащихся.
Коррекционно-воспитательная: воспитывать любовь к окружающей природе в целом и к природе родного края в частности, воспитывать чувство ответственности за сохранность природы родного края.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: доска, тетради, ручки, учебник «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Клепинина З. А., иллюстрации, презентация.
Методы: беседа, объяснение, демонстрация, работа со статьей учебника, упражнения.
Формы работы: беседа, работа со статьей учебника, работа в тетрадях, работа с наглядным материалом.
Ход урока.
I. Подготовительный этап
Организационный момент, нэн.
• Проверка готовности к уроку.
• Психологический настрой на урок.
• Разбор даты, дня недели, месяца.
• Определение состояния погоды на момент начала урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно,
не бойтесь ошибиться. Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает!
Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Сейчас, мы проверим д/з.
Почему мхи относят к растениям?
Сравните строение мхов и цветковых растений. Что у них общего и чем они различаются?
Как мхи всасывают воду?
Из какого мха образуется торф?
Как люди используют торф?
Сообщение темы и цели урока
- Тема нашего урока: «Покрытосеменные, или цветковые. Деление цветковых на классы». Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала о покрытосеменных растениях.
Обу-ся открывают тетради и записывают число и тему урока.
II. Основная часть
Объяснение нового материала:
- Как вы думаете, по каким признакам можно разделить цветковые растений на группы?
Цветковые растения делят на два класса — Двудольные и Однодольные — в зависимости от количества семядолей в зародыше семени. Они отличаются целым рядом признаков. Вот эти признаки:
Признаки двудольных растений | Признаки однодольных растений |
Зародыш семени имеет 2 семядоли. Корневая система стержневая. Деревья, кусты, травянистые растения. В стеблях есть камбий, за счет которого они растут в толщину. Листья простые и сложные, с черешками, часто с изрезанными краями. Жилкование сетчатое. Цветки из 4-5 лепестков. Околоцветник чаще двойной. Опыление чаще насекомыми. | Зародыш семени имеет 1 семядолю. Корневая система мочковатая. Травянистые растения, изредка деревья. В стеблях, как правило, нет камбия, и они не растут в толщину. Листья простые, чаще без черешка, с цельными краями. Жилкование дуговое или параллельное. Цветки главным образом из 3-х лепестков. Околоцветник чаще простой. Опыление чаще ветром. |
Чтобы точно определить, к какому классу относится растение, одного признака недостаточно, нужна совокупность признаков.
Это связано с тем, что встречаются случаи нетипичного строения растений как однодольных, так и двудольных.
Например, подорожник — двудольное растение, но он имеет мочковатую корневую систему и дуговое жилкование. Вороний глаз — однодольное растение, но жилкование листьев у него сетчатое.
По количеству видов двудольных растений почти в три раза больше, чем однодольных.
К двудольным растениям относятся почти все деревья и кустарники (кроме хвойных) — липа, дуб, ива, рябина, ясень, орешник, шиповник и др.; и многие травы — одуванчик, клевер, цикорий, сурепка и др.
Двудольными являются большинство культурных растений — плодово-ягодные, овощные, зернобобовые, масличные.
Это - яблоня, груша, вишня, смородина, крыжовник, картофель, свекла, морковь, огурцы, тыква, помидоры, бобы, фасоль, горох, соя, подсолнечник, горчица, лен и многие другие.
К однодольным относятся все культурные и дикорастущие злаки пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, пырей, овсюг, а также лилии, ирисы, пальмы.
Классы делятся на семейства.
Важнейшие семейства двудольных растений: Розовые, Бобовые, Пасленовые, Сложноцветные.
К классу однодольных принадлежит одно из главнейших семейств отдела Цветковые — Злаки, которые дают человечеству основные пищевые и кормовые культуры, а также Лилейные.
Физкульминутка
Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)
- наклоны головы назад, вперёд;
- повороты головы влево, вправо;
- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…
- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;
- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.
Закрепление.
Работа с учебником: Прочитать и записать текст в синей рамке на стр.95-96.
Тест
Назовите главный признак семейства розоцветных
А цветок с двойным околоцветником, состоит из 5 чашелистиков и 5 лепестков
Б цветы собраны в соцветие колос
В цветки напоминают мотылька
Г цветок трехчленного типа с простым околоцветником
Какой плод у ромашки и подсолнечника
А Боб
Б Стручок.
В Зерновка.
Г Семянка
Растение у которого одна семядоля, мочковатая корневая система, параллельное жилкование листьев относят к классу
А однодольных
Б двудольных
В хвойных
Г папоротников
Растения семейства бобовых в отличие от растений других семейств имеют
А сложные листья.
Б яркие цветы
В клубеньки на корнях
Г сухие плоды
Главный признак по которому растение относят к классу двудольных – это строение
А побега
Б цветка
В почек
Г зародыша (семени)