Как правильно «жать на тормоза»

 

Рассказываю о ДТП, которое произошло у меня на глазах. Красный выезжает из двора и поворачивает налево. Водитель видит, что слева приближается синий автомобиль, но глазомер подсказывает ему: «Я успеваю повернуть, ничего страшного не случится».

Водитель синего автомобиля «бьёт по тормозам» и даже не успевает ничего сообразить, как его машина уже на полосе встречного движения. Удар был настолько сильный, что красного выбросило на газон.

Что же случилось, почему синий автомобиль понесло на «встречку»? Почему вдруг движение стало неуправляемым? И что интересно – если бы сейчас водитель синего автомобиля вообще не тормозил, они бы мирно разъехались! Адреналина разве что в крови добавилось, но и только.

 

Здесь нам необходимо познакомиться с новым термином – блокировка колёс. Если педаль тормоза ударом ноги вогнать в пол, то можно мгновенно заблокировать все четыре колеса, то есть все четыре колеса перестанут вращаться. Но автомобиль двигаться не перестанет! Он будет продолжать движение под действием силы инерции, скользя колёсами по дорожному покрытию. Такое движение ещё называю «юзом», и пока колёса не катятся по дороге, а именно скользят, вращать руль совершенно бессмысленно – это не даст никакого результата.

 

Автомобиль управляем до тех пор, пока колеса катятся!

Если колёса заблокировать, автомобиль становится неуправляемым!

 

Отсюда вывод – во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! Если ситуация спокойная, эта плавность может быть сколь угодно растянута во времени. Если требуется экстренное торможение, тогда плавность нажатия на педаль будет до предела сжата во времени. Но всё-таки это не будет удар по тормозам!

Что водителю даёт такая плавность нажатия? Водитель во время почувствует, что перешёл грань дозволенного – машина «поплыла», заскользила. То есть теперь торможения никакого нет – колеса потеряли сцепление с дорогой! Надо ослабить нажатие на педаль, чтобы восстановить эффект торможения и вернуть машине управляемость.

В сборнике ГИБДД есть три задачки, где вас спрашивают именно о такой технике торможения. Попробуем разобраться с каждой из них.

 

  Уменьшение тормозного пути транспортного средства достигается:   1. Торможением с блокировкой колёс (юзом).   2. Торможением на грани блокировки способом прерывистого нажатия на педаль тормоза.
  Какой ответ правильный понятно – второй. Только не надо понимать выражение «…способом прерывистого нажатия на педаль тормоза» буквально. Это не значит, что нужно нажать – отпустить, нажать – отпустить. Раз уж речь идёт о ситуации, когда требуется максимально сократить тормозной путь, значит, на тормоз надо давить и давить надо сильно. Но, не блокируя колёса! Как только водитель почувствует, что машина скользит, надо чуть ослабить нажатие на педаль и тут же снова усилить нажатие, и снова ослабить, если потребуется. И так до полной остановки. Это и есть способ прерывистого нажатия на педаль тормоза.

 

 

  Как изменяется длина тормозного пути легкового автомобиля при движении с прицепом, не имеющим тормозной системы?   1. Уменьшается, так как прицеп оказывает дополнительное сопротивление движению.   2. Увеличивается.   3. Не изменяется.
  Тормозной путь прямопропорционален силе инерции, которая тащит автомобиль при торможении. В свою очередь сила инерции прямопропорциональна массе автомобиля и прямопропорциональна квадрату скорости: Двигаясь с прицепом, вы двигаетесь в составе автопоезда, как одно целое. И общая масса такой транспортной единицы складывается из массы автомобиля и массы прицепа. А чем больше масса, тем больше сила инерции. А чем больше сила инерции, тем больше тормозной путь!   Кстати, обратите внимание – если масса и тормозной путь связаны линейной зависимостью, то скорость и тормозной путь связаны квадратичной зависимостью. То есть, если масса увеличится в два раза, то и тормозной путь увеличится в два раза. А если скорость увеличить в два раза, то сила инерции (а, следовательно, и тормозной путь) увеличатся в четыре раза!

 

 

  Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой?   1. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.   2. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ей до полной остановки.
  Антиблокировочная система (АБС) – это обязательная опция практически на всех современных легковых автомобилях. Инженеры возложили на неё обязанность «тормозить на грани блокировки», и она (АБС) с этой задачей прекрасно справляется. Так что, если на вашем автомобиле установлена АБС, можете смело давить на педаль тормоза до упора, всё остальное за вас сделает АБС. Только имейте в виду – АБС, она хоть и умная, но и её можно обмануть, если по педали тормоза ударить кувалдой. Во всех случаях усилие на педаль тормоза надо наращивать плавно! А степень плавности зависит от того, спокойная ли ситуация или экстренная.

 

 

  Как правильно произвести экстренное торможение, если Ваш автомобиль не оборудован антиблокировочной тормозной системой?   1. Нажать на педаль тормоза до упора и удерживать ей до полной остановки.   2. Тормозить прерывистым нажатием на педаль тормоза, не допуская блокировки колёс.
  Как вы понимаете, если автомобиль не оборудован АБС, тогда обязанность «тормозить на грани блокировки» возложена на водителя.

 

 

Что такое - торможение двигателем.

 

Здесь в наших разговорах о технике безопасного управления автомобилем наступил момент, когда нам требуется уточнить одно очень важное условие.

В Российской Федерации в соответствие с действующей Программой подготовки водителей экзамен по практическому вождению транспортных средств категории «В» сдаётся и принимается в отделениях ГИБДД только на автомобилях с механической коробкой перемены передач (МКПП).

Соответственно и все вопросы теоретического характера в задачах ГИБДД тоже касаются только автомобилей с МКПП. Соответственно и мы с вами далее будем говорить о технике управления автомобилей только с механической коробкой передач.

 

На сухой дороге с качественным покрытием блокировка колёс – событие маловероятное.

В то же время на скользкой дороге достаточно лёгкого нажатия на педаль тормоза, и колёса уже не катятся, а скользят.

В такой ситуации самое эффективное торможение – это торможение двигателем. А ещё лучше – комбинированное торможение, то есть одновременно и двигателем, и уже известным нам прерывистым нажатием на педаль тормоза на грани блокировки колёс. Правда в этом случае нажимать на педаль тормоза придётся не просто плавно, но ещё и нежно.

А торможение двигателем это означает всего лишь убрать ногу с педали газа. Причём убирать её надо тоже не рывком, а плавно уменьшая нажатие на педаль. Обороты двигателя начнут падать, и если до этого вы двигались на пятой передаче со скоростью 90 км/час, то постепенно на той же пятой поедете со скоростью 60 км/час. Но колёса при этом не скользят, а принудительно вращаются, и автомобиль по-прежнему управляем! Переходите с пятой передачи на четвёртую, или даже сразу на третью, затем на вторую, а если потребуется, то и на первую передачу. Правая нога при этом на педали тормоза, всё время слегка притормаживает, и вот, наконец, скорость упала до вполне безопасной, и можно продолжать движение даже по такой скользкой дороге. Далее придётся «пилить» на второй передаче со скоростью пешехода, ну а что делать: «Тише едешь – дОльше будешь!».

 

 

Опытные водители любят торможение двигателем и в той или иной степени применяют его практически всегда. Даже в самой безобидной ситуации, например, останавливаясь на красный сигнал светофора, опытные водители предпочитают не двигаться накатом на «нейтралке», а просто переносят ногу с педали акселератора на педаль тормоза, в таком режиме подъезжают к перекрёстку и только уже в непосредственной близости от стоп-линии переводят рукоятку переключения передач в нейтральное положение.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: