Музыка к драме А. Доде «арлезианка»

Музыка известна по двум сюитам из лучших концертных номеров. После неудачной постановки пьесы Бизе сделал Первую сюиту из 4-х частей: Прелюдия, Менуэт, Adagietto и Перезвон. После смерти композитора Гиро сделал ещё одну сюиту их 4-х частей: Пастораль, Интермеццо, Менуэт и Фарандола.

Блеск инструментовки, прозрачный и лёгкий оркестр, основанный на противопоставлении дерева и струнных, предпочтение флейте как виртуозному инструменту и мягкому певучему тембру. Струнные использованы как аккомпанирующие. Во многих эпизодах народного характера вводит тембры, подражающие звучанию народных инструментов: малый барабан – провансальский барабан, флейта – флейта «голубе», кастаньетты и другие инструменты. Использован хор без слов в Пасторали.

Содержание драмы напоминает «Кармен» (Фредери обручён с Арлезианкой, но она не верна. Не желая жениться на Виветте, он выбрасывается из окна).

Действие происходит на юге Прованса. Природа дана как поэма о красоте и силе жизни. Партитура состоит из 24 частей: хоры, симфонические эпизоды, мелодрамы, связки. Есть 2 народные мелодии: Марш 3-х королей и «Танец резвых лошадей».

Первая сюита

Прелюдия звучит перед началом драмы, состоит из 3-х контрастных эпизодов (сложная 3-х частная форма). Контраст основан на сопоставлении оптимистического, народного начала и трагического, связанного с образом Фредери. Ш часть основана на теме Марша 3-х королей. Тема диатонична, чеканный ритм, унисонное звучание струнных и дерева. В 4-х вариациях тема неизменна, варьируется фактура, тембры, динамика, только в 3-й вариации moll меняется на dur. 4-я вариация звучит как реприза.

Второй раздел Andante molto – нежная, хрупкая музыка, характеризующая младшего брата Фредери Жанно. В 3-й раздел (Un poco meno lento) основан на напряжённой, экспрессивной теме – передаёт мятежный характер Фредери.

II часть – Менуэт. Обрисовка народного быта Прованса. Это блестящий, энергичный танец. Главная тема строится на перекличке струнных и дерева. Трио напоминает Вальс, где нежный прозрачный фон окутывает мелодию кларнета и саксофона. Трио основано на теме народного характера. 

№ 3 Adagietto – портрет идиллического чувства стариков Рено и Бальтазара. Написана в духе лирической музыки XVIII века, прозрачные и певучие звучания струнных, «старомодные кадансы».

№ 4 – блестящий и яркий Перезвон. Красочная картина народного праздника. 3-х частная форма. I раздел торжественный и весёлый. Остинатный мотив

Средний раздел написан в ритме сицилианы. Церемонный характер танца, натуральный минор сочетается с диссонансами, 2 флейты передают идиллическое настроение.

Вторая сюита

№ 1 Пастораль. Название в большей мере относится к середине поэтического характера, её обрамляет энергичная тема, тяжеловесное звучание струнных поддерживает медь. Тема близка трудовым песням. В Andantino использовано звучание хора без слов, аккорды струнных воспроизводят ритм болеро, флейта пикколо подражает звучанию флейты «голубе».

№ 2 Интермеццо. Основа – контрастные образы. Жесткая и решительная тема обрамляет большой средний раздел. Она характеризует грубый нрав фермеров. В среднем разделе – образец полнокровной, широко льющейся мелодии Бизе.

№ 3. Менуэт. В отличие от крестьянского менуэта первой сюиты, это галантный, изящный танец (взят из «Пертской красавицы»). Флейта и арфа создают нежную звучность.

№ 4. Фарандола. Финал обоих сюит. Блестящая оркестровая пьеса. Двойные вариации на тему 3-х королей и «Танец резвых лошадей». В начале темы развиваются отдельно, затем звучат одновременно. Использование tutti, блестящая оркестровка придают сходство с «Кармен».

Сюиты к драме А. Доде относятся к выдающимся сочинениям этого жанра (Мендельсон «Сон в летнюю ночь», Григ «Пер Гюнт» и т. д.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: