Основные принципы составления гигиенических требований:
- соответствие суточным биоритмам ребенка;
- максимальное сохранение динамического стереотипа, при необходимости - его постепенное изменение (новый режим должен вводиться постепенно);
- рациональное распределение основных компонентов режима дня (сон, учеба, игры, пребывание на воздухе, питание, личная гигиена) в течение суток и их чередование;
- соответствие пределам работоспособности и психо-физиологическим возможностям ребенка.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ к двигательной активности и физическому воспитанию детей.
Двигательная активность - необходимое условие нормального развития организма ребенка. Она измеряется в локомоциях.
При нарушении физиологически обусловленной потребности организма ребенка в движениях возможно 2 состояния:
а) гиподинамия - астено-вегетативный синдром, синдром детренированности, избыточный вес. Причины: неправильный режим дня, заболевания, климатические условия, социальные факторы;
|
|
б) гиперкинезия - миокардиодистрофия, стойкая гипертензия. Причины: форсирование занятий спортом, стремление полных детей похудеть.
Гигиенические требования к физическому воспитанию детей:
- индивидуальность;
- адекватность состоянию здоровья и возможностям организма;
- систематичность;
- постепенное повышение нагрузок при медицинском контроле;
- благоприятный психо-эмоциональный фон и условия Среды.
Оценка адекватности физической нагрузки:
- по внешним признакам: покраснение лица, частота дыхания, степень потоотделения и др.;
- с помощью методов изучения физической работоспособности: по времени развития физического утомления;
- по частоте пульса: измеряют до урока и каждые 5 мин во время урока физкультуры. Критерии: прирост пульса при однократном измерении - до 90% от исходного, в среднем за урок - до 50%.
Требования к продолжительности двигательной активности в режиме дня:
Двигательный компонент режима дня должен быть до 50% времени бодрствования, при этом 70% его - регулярные формы физвоспитания, 30% - самостоятельная двигательная активность.
Гигиенические требования к закаливанию детей.
Цели закаливания:
а) развитие и соврешенствование терморегуляции (в основном за счет трени ровки тонуса периферических сосудов). Особенности тероморегуляции у детей: повышенная теплопродукция из-за высокого основного обмена; высокая теплоотдача - относительно большая поверхность тела, лабильность сосудов;
б) адаптация к изменению климатических условий;
в) снижение чувствительности к простудным заболеваниям.
Принципы проведения закаливания - см. принципы физ.воспитания.
|
|
ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Главная особенность - высокая интенсивность обмена в организме ребенка, при этом питание должно не только возмещать энерготраты, но и обеспечивать синтетические процессы роста и развития организма.
Поэтому - калорийность питания на кг массы тела в 1,5 - 2 раза выше, чем у взрослого и она должна несколько превышать энерготраты.
Отличия во 2 принципе рационального питания - сбалансированностипитания - соотношение Б:Ж:У = 1: 1: 3 - относительное повышение доли белков и жиров в рационе.
Особенности белкового питания:
- большее количество на кг массы тела;
- большая часть животных белков - 60-75%, особенно молочных;
- обязательное наличие условно незаменимых аминокислот аргинина и гистидина, а также незаменимых аминокислот лизина и триптофана (факторы роста).
Особенности жирового питания:
- большее количество на кг массы тела;
- большее количество животных жиров, растительных - до 10% - иначе - задержка роста, недостаток витаминов А и D.
Особенности углеводного питания:
- относительно большая потребность на кг массы тела (энергия);
- больше незащищенных углеводов (до 20%) и пектинов, меньше грубой растительной клетчатки.
Особенности минеральных веществ и витаминов в питании.
Ввиду интенсивного роста костной ткани требуется повышенное поступление Са и Р, в костеобразовании участвует и Na, поэтому соотношение К: Na сдвигается в его сторону. Необходимо достаточное количество магния - 12-13мг/сут. Основные продукты детского питания - молочные - не обеспечивают потребность в Fe, поэтому необходимы источники его дополнительного поступления.
Витамины. Ввиду интенсивного роста необходимо больше витаминов, особенно А, Д и группы В. Необходима искусственная витаминизация в зимне-весенний период. Опасность гипервитаминозов (по Д - гиперкальциэмия, нарушения его обмена - патология внутренних органов).
Режим питания. Чем меньше ребенок - тем чаще приемы пищи: у дошкольников 5 раз с перерывом 3 часа, у школьников - 4 раза через 4 часа. Рекомендуется более равномерное распределение калоража питания по приемам пищи по сравнению со взрослыми.
РАЗДЕЛ ГИГИЕНА ЖАРКОГО КЛИМАТА