Краткая характеристика класса земноводных

Маршрутные листы лежат на столах.

Маршрутный Лист

             Старт 1 – 2 – 3 – 4 – 5

            Экипаж.

                                Модератор:

1. Станция: “Классификация” классификация изученных классов позвоночных животных. Игра «Горячий стул»

2. Станция: “Знаю всё, могу поделиться!» Характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных. Приём «Куб Блума»

3. Станция: “ Вопросы черепахи Тортиллы” Заполнение сравнительной таблицы.

4. Станция: “Зоологическая «утка»” Найти ошибки.

5. Станция: «Один на один» Тест.

Ход урока:

I. Организационный момент.  

ЗДРАВСТВУЙТЕ,РЕБЯТА!: Здравствуйте мои дорогие! Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, искренняя улыбка и доброе слово согревают самые черствые сердца. Улыбайтесь миру чаще! И тогда он обязательно улыбнется в ответ!

 Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и успешно выполним поставленные перед нами цели. А какой будет наша цель на сегодняшнем уроке,  предстоит определить вам.

II. Мозговой штурм

Облако слов, из данного облака постарайтесь собрать нужные предложения для постановки цели урока. (2 минуты)

Мы изучили большую группу животных, которая называется «Позвоночные животные». Узнали, где обитают они, чем питаются, как заботятся о потомстве, на какие группы подразделяются. И сегодня нужно вспомнить все, что вам известно об этих животных. Я  предлагаю вам совершить необычное виртуальное путешествие в мир знаний, в страну, которой нет на карте, в страну позвоночных животных. И мы отправляемся в путешествие по биологическим станциям. 

Чтобы путешествие было удачным, необходимо соблюдать определенные правила:

Правила совместной работы.
            1. Нет "актеров" и "зрителей", все - участники. 


Говорить так, чтобы тебя понимали.             

Будь активным, стремись к успеху.

Критикуются идеи, а не личности.    

Возражай.

Соблюдай регламент.

III.Путешествиепо станциям

Станция «Классификация» (Игра «Горячий стул») (1,5 минуты на команду)

Выбираются 2 обучающихся из команды, один садится на стул спиной к доске, на которой появляется изображение животного, а второй начинает давать характеристику животного, обитающего на определённом материке или в определённом океане. Если напарнику удаётся с первого раза назвать животное, то они получают 1 балл, + класс -2 балла, + отряд – 3 балла, семейство – 4 балла, род и вид – 5 баллов.

ЖИВОТНЫЕ: Серый кенгуру, пингвин императорский, тигровая акула, варан серый, саламандра пятнистая. (Работа в парах)

Станция «Знаю всё, могу поделиться!» Характеристика изученных классов, семейств, отрядов позвоночных животных..Приём «Куб Блума» (Обучающиеся бросают кубик,  на котором написаны вопросы) 1 минута на ответ

I.Дать краткую характеристику классу рыб.

Ответ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

Обитают рыбы в морях, реках, озёрах, прудах, водохранилищах. Одни из них приспосабливались к жизни у поверхности воды, другие в её толще или придонном слое. Рыбы имеют веретенообразное, сжатое с боков тело, приспособленное к быстрому плаванию. Оно подразделяется на голову, туловище и хвост и покрыто кожей с костными чешуями. Кожа имеет железы.

Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное, круг кровообращения один. У двоякодышащих рыб появляется перегородка в предсердии и развивается лёгочный круг кровообращения.

Органы дыхания – жабры. Органы выделения – почками.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Головной мозг рыб состоит из пяти отделов, наиболее развиты из которых средний мозг и мозжечок.

Органы чувств разнообразны и хорошо развиты. Подвижные глаза имеют плоскую роговицу, шаровидный хрусталик. Органы слуха и равновесия представлены только внутренним ухом. Рецепторы вкуса, вкусовые луковицы, локализуются не только в ротовой полости, но и рассеяны по поверхности тела. Органы обоняния представлены парой слепо замкнутых обонятельных мешков. У большинства рыб есть специфичный для них орган - боковая линия.

В большинстве своём рыбы раздельнополые животные. Самки имеют непарный яичник, а самцы - парные семенники.

Значение рыб. Из печени трески, акул получают рыбий жир, богатый витаминами А и Д. Рыбы используются для получения рыбной муки, рыбного клея, кож. Рыбы используются для борьбы с зарастанием мелководных водохранилищ. Для уничтожения личинок малярийных комаров заселяют водоёмы рыбками гамбузиями

Охрана рыб. В целях сохранения ресурсов и видового многообразия рыб устанавливаются правила, ограничивающие объёмы лова. Запрещены хищнические способы лова (глушение),лов рыбы сетями с мелкими ячейками, наносящие большой ущерб рыбным запасам. При строительстве гидротехнических сооружений на путях миграции рыб создаются рыбоводы. Законодательством запрещён сброс в водоёмы промышленных стоков, содержащих ядовитые отходы производства.

II. Дать краткую характеристику классу земноводных(амфибий).

Ответ: Класс земноводных включает в себя три отряда:
1. бесхвостые: лягушки, жабы, квакши и т. д.
2. хвостатые: тритоны, протеи, саламандры, амбистомы и т. д.
3. безногие: червяги.
Амфибии - это самый малый класс позвоночных: три отряда.
Бесхвостые земноводные обитают на всех материках (исключение составляет Антарктида) в пресной воде или рядом с ней.






Краткая характеристика класса земноводных.

Преимущественно, амфибии - это мелкие животные. Самыми крупными из них являются саламандры (75 - 150 см) и некоторые виды червягов (до 135 см).
Самая большая лягушка в мире (лягушка - голиаф) весит от 3,5 до 5,0 кг, длина составляет от 33 до 42 см.
Самой мелкой амфибией является кубинская лягушка: ее длина не более одного сантиметра. Земноводные обитают как на суще та и в водоемах. Но размножаются только в воде. Дышат легкими и кожей. Тело голое и покрыто слизью.
Питаются земноводные насекомыми, мелкими млекопитающими, ракообразными, рыбой, а также другими амфибиями. В свою очередь земноводных едят птицы, рептилии, млекопитающие и человек.
Размножение земноводных происходит при помощи икры, не имеющей плотной оболочки, которая защищала бы ее от высыхания и поэтому они могут развиваться только в воде или около нее.
Вылупившиеся личинки вначале живут в воде,  и только позже происходит метаморфоза (превращение), в результате которого водные личинки превращаются во взрослых животных, живущих на суше.
Например, головастики за несколько недель своего существования, проходят все стадии эволюционного процесса, в результате которого у них теряются жабры, хвост (жабы и лягушки), отрастают конечности,  и они выходят на сушу.
Взрослые амфибии характеризуются парными конечностями с шарнирными суставами. Череп сочленяется с шейным позвонком. Существует два круга кровообращения, которые полностью не разобщены: в сердце находятся два предсердия и один желудочек.
У глаз имеются подвижные веки. Мозг разделен на два полушария: в крыше имеется скопление нервных клеток. На голой коже находится большое количество слизистых желез. Органами выделения являются туловищные почки и кожа.
Температура тела зависит от окружающей среды и лишь немного превышает ее (пойкилотермия).

В эволюционном ряду амфибии занимают промежуточное звено между рыбами и пресмыкающимися.                                                                                
Некоторые виды используются как лабораторные животные. Некоторые виды жаб, лягушек и саламандр - сильно или слабо ядовиты. Многие хвостатые земноводные могут регенерировать утраченные части тела.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: