1) железы, которые вырабатывают молоко
2) кожа, которая поглощает кислород
3) глаза, которые различают цвета
4) скелет, который состоит из отделов
У какого животного газообмен между атмосферным воздухом и кровью происходит через кожу?
1) касатка
2) тритон
3) крокодил
4) горбуша
У каких рыб отсутствуют жаберные крышки?
1) двоякодышащие
2) хрящевые
3) костистые
4) костные
Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
1) лёгкие
2) трахеи
3) жабры
4) воздушные мешки
КЛЮЧ: (взаимопроверка)
1-2
2-1
3-2
4-2
5-1
IV. Подведение итогов урока. Эксперты-консультанты оценивают работу группы.
Выставляют итоговые оценки на основании заполненных маршрутных листов.
Ставят свою подпись.
Учитель: Очень жаль, но наш урок подошел к концу. Человек - величайшее создание природы. А жизнь человека тесно связана с этой природой, с её состоянием. Поэтому мы должны хорошо знать, любить и беречь нашу природу.
V. Рефлексия. «Дерево творчества»
Плоды – урок прошел полезно, плодотворно.
Цветок – урок хороший.
Зеленый листик – иногда на уроке мне было неинтересно.
Желтый листик – «пропащий урок», неудовлетворенность.
VI. Домашнее задание: «5» - составьте по сегодняшней теме кроссворд;
«4» - Перечитать конспекты по данным темам, составить тестовые вопросы (5 с одним вариантом ответа, 3 с множественным выбором, 2 – вопросы на соответствие)
«3» - §§21-35 читать, заполнить таблицу. За помощью обратись к экспертам.
Название класса | Представители | Среда обитания | Способ передвижения | Покровы тела | t тела | Сердце | Органы дыхания | Оплодотворение |
Лабораторная работа 2. «Филогенез дыхательной и кровеносной систем у животных. Типы дыхания»
Филогенез пищеварительной и дыхательной систем хордовых животных. Онтофилогенетические пороки. Примеры.
Закладка переднего и заднего отдела пищеварительной системы происходит из эктодермы. Средний отдел и пищеварительные железы развиваются из энтодермы.
В пищеварительной системе происходит механическая и химическая обработка пищи и всасывание питательных веществ.
Морфологические критерии | Ланцетники | Рыбы | Земноводные | Пресмыкающиеся | Млекопитающие |
Ротовая полость: язык | есть | есть; складка слизистое б/мыщц | мышечный язык | есть | есть |
Слюнные железы | - | - | есть несколько, выделяют только слизь | есть, слюна содержит ферменты и токсины | многочисленные; выделяют ферменты и слизь муцин |
Зубная система | - | гомодонтная система; зубы расположены в несколько рядов | есть; расположены не только на альвеол.дуге, но и на сошнике; недифф. | один ряд зубов без дифференциации; ядовитые зубы | гетеродонтная система |
Глотка | есть, пронизана жаберными щелями | 5-7 пар жаберных щелей закладываются как выросты глотки | есть; обр. 4 пары жаберных щелей | есть; прорыв образуется в эмбр. периоде, потом зарастает | глоточные и жаберные щели закладываются, но не прорываются |
Пищевод | - | короткий | короткий | короткий | длинный, имеет несколько сужений |
Желудок | - | слабо отграничен от пищевода | слабо отграничен от пищевода | есть | есть |
Тонкая кишка | - | есть | есть | есть | есть |
Слепая кишка | - | - | - | зачаточная либо развитая | имеется; рудимент. |
Толстая кишка (клоака, анус) | анальное отверстие | открывается анусом во внешнюю среду | клоака | клоака | анальное отверстие |
Пищеварительные железы | печеночный вырост | поджелудочная железа, печень, желчный пузырь | поджелудочная железа, печень, желчный пузырь | поджелудочная, печень | печень, поджелудочная железа, железы желудка |