Правила обучения. Соотношение принципов и правил обучения
Дидактика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучений. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.
Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (МЛ. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
|
|
В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа. Правила являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения.
В еще более популярном толковании дидактические правила — это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.
Учебные пособия для учителей — это по сути сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс
Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться.
|
|
Принцип сознательности и активности
Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.
Правила реализации принципа сознательности и активности предполагают:
- Четкое понимание целей и задач учебной работы, которую необходимо выполнить, - необходимое условие сознательного обучения: раскройте их ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы
- Учите так, чтобы учащиеся понимали, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполняли учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их
- Обучая, необходимо использовать все виды и формы познавательной деятельности, объединять анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением.
- Необходимо обеспечивать понимание учащимися сущности каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, используя образные сравнения
- Следует обеспечивать надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа, использовать возможности взаимного обучения учащихся
- Необходимо обеспечивать логические связи между известным и неизвестным
- Не забывайте, что главное не предмет, который вы преподаете, а личность, которую вы формируете
- Создавайте учебные ситуации, которые требовали бы от учащихся выявления и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимися знаниями
- Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождаться оптимальным количеством примеров с тем, чтобы достаточно четко осознать разнообразие его использования
- Учите находить и различать главное и второстепенное в том, что изучается, добивайтесь, прежде всего, понимание и усвоение главного.
- Необходимо помогать учащимся овладевать самыми методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться
- Помните, что хорошо знает не тот, кто пересказывает знания, а тот, кто использует их на практике
- Необходимо постоянно изучать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными интересами
- Шире использовать в обучении практические ситуации, требующие от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления разницы между существующими в жизни факторами и их научным объяснением
- Необходимо приучать учеников думать и действовать самостоятельно, не допускать подсказки, перевода и копирования
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически разными способами, чаще практикуйте творческие задания
- Мастерство формулировать вопросы и выслушивать ответы - одно из важнейших условий стимулирования активности
Принцип наглядности
Пользуясь наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.
|
|
Правила реализации принципа наглядности предполагают:
- Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
- Помните — ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.
- Золотое правило: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
- Никогда не ограничивайтесь наглядностью — наглядность не цель, а средство обучения, развития мышления учащихся.
- Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.
- Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
- Применяя наглядные средства, рассматривайте их с учащимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
- Используйте различные виды наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
- Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися наглядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
- Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно готовьте наглядность к применению.
- Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащихся внимание, наблюдательность, культуру мышления, конструктивное творчество, интерес к учению.
- Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
- С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
- При чрезмерном увлечении наглядностью она становится препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тормозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.
|
|