Принцип сознательности и активности

Правила обучения. Соотношение принципов и правил обучения

Дидактика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи меж­ду явлениями и факторами обучений. Эти законы дают учите­лям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредствен­ных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенство­вания ее технологии. Практические указания по осуществле­нию обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организацион­ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон­кретно-историческом виде (МЛ. Данилов). Выступая как кате­гории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило — это основан­ное на общих принципах описание педагогической деятельно­сти в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руко­водящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа. Правила являются как бы пере­ходным звеном от теории к практике. На основе правил обуче­ния нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст­вия учителей в типичных ситуациях обучения.

В еще более популярном толковании дидактические прави­ла — это конкретные указания учителю о том, как нужно по­ступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди­дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи­тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель­но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Учебные пособия для учителей — это по сути сборни­ки педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой ини­циативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться.

Принцип сознательности и активности

 

Обучение должно быть осознанным, осмысленным, целенаправленным с точки зрения обучаемого. Со стороны педагога должны быть созданы для этого условия, то есть материал должен излагаться в понятной и доступной всей группе учеников форме, необходимо объяснить ученикам важность и практическую ценность изучаемого предмета, должны учитываться индивидуальные способности и особенности мышления учащихся, создаваться возможности коллективной работы и всевозможно поощряться творческое мышление.

Правила реализации принципа сознательности и активности предполагают:

  1. Четкое понимание целей и задач учебной работы, которую необходимо выполнить, - необходимое условие сознательного обучения: раскройте их ученикам, объясните важность и значение, раскройте перспективы
  2. Учите так, чтобы учащиеся понимали, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполняли учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их
  3. Обучая, необходимо использовать все виды и формы познавательной деятельности, объединять анализ с синтезом, индукцию с дедукцией, сопоставление с противопоставлением.
  4. Необходимо обеспечивать понимание учащимися сущности каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт учащихся, используя образные сравнения
  5. Следует обеспечивать надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа, использовать возможности взаимного обучения учащихся
  6. Необходимо обеспечивать логические связи между известным и неизвестным
  7. Не забывайте, что главное не предмет, который вы преподаете, а личность, которую вы формируете
  8. Создавайте учебные ситуации, которые требовали бы от учащихся выявления и объяснения расхождений между наблюдаемыми фактами и имеющимися знаниями
  9. Обучение станет более успешным, если каждое правило сопровождаться оптимальным количеством примеров с тем, чтобы достаточно четко осознать разнообразие его использования
  10. Учите находить и различать главное и второстепенное в том, что изучается, добивайтесь, прежде всего, понимание и усвоение главного.
  11. Необходимо помогать учащимся овладевать самыми методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться
  12. Помните, что хорошо знает не тот, кто пересказывает знания, а тот, кто использует их на практике
  13. Необходимо постоянно изучать индивидуальные интересы учащихся, развивать и направлять их таким образом, чтобы они согласовывались с личными и общественными интересами
  14. Шире использовать в обучении практические ситуации, требующие от учащихся самостоятельного видения, понимания и осмысления разницы между существующими в жизни факторами и их научным объяснением
  15. Необходимо приучать учеников думать и действовать самостоятельно, не допускать подсказки, перевода и копирования
  16. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем, познавательные задачи решайте несколькими логически разными способами, чаще практикуйте творческие задания
  17. Мастерство формулировать вопросы и выслушивать ответы - одно из важнейших условий стимулирования активности

Принцип наглядности

 

Пользуясь наглядным материалом учитель открывает для учеников еще один канал восприятия – зрительный, что значительно повышает эффективность усвоения новой информации и способствует интенсивности обучения, так как позволяет в короткие сроки преподнести максимум нового материала. Учитывая этот принцип в разработке педагогического процесса, не стоит забывать, что избыточное количество всевозможных иллюстраций и схем рассеивает внимание и может привести к обратному эффекту.

Правила реализации принципа наглядности предполагают:

  1. Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, представленных в натуре (на картинках или моде­лях), происходит лучше, легче и быстрее, чем запоминание того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.
  2. Помните — ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще: отсюда необходимость наглядного обуче­ния, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ре­бенком.
  3. Золотое правило: все, что только можно, пред­ставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обоняни­ем, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания.
  4. Никогда не ограничивайтесь наглядностью — нагляд­ность не цель, а средство обучения, развития мышления уча­щихся.
  5. Современная наглядность позволяет организовать эффективную поисковую и исследова­тельскую работу учащихся.
  6. Обучая и воспитывая, помните, что наглядные пособия способствуют образованию наиболее отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  7. Применяя наглядные средства, рассматривайте их с уча­щимися сначала в целом, потом — главное и второстепенное, а затем — снова в целом.
  8. Используйте различные виды наглядности, но не увле­кайтесь чрезмерным количеством наглядных пособий: это рас­сеивает внимание учащихся и мешает воспринимать главное.
  9. Старайтесь сами изготовлять вместе с учащимися на­глядные пособия: лучше всего то пособие, которое изготовлено самими учащимися.
  10. Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не зна­ете; старательно готовьте наглядность к применению.
  11. Применяя наглядные средства, воспитывайте у учащих­ся внимание, наблюдательность, культуру мышления, кон­структивное творчество, интерес к учению.
  12. Используйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
  13. С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом предметом особой заботы учителя должна быть адекватность понимания сущности явления и его наглядного представления.
  14. При чрезмерном увлечении наглядностью она становит­ся препятствием на пути глубокого овладения знаниями, тор­мозом развития абстрактного мышления, понимания сущности общих и всеобщих закономерностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: