Вид занятия: теоретическое
Продолжительность занятия: 90 мин
Основные понятия:
Трудовая деятельность, трудовой процесс, профессиональные вредности, профессиональные заболевания.
Вопросы для самоконтроля:
1. Виды и формы трудовой деятельности, физиологическая классификация трудовой деятельности. Оценка трудовой деятельности. Принципы классификации трудовой деятельности.
2. Особенности режимов затрат энергии при физическом и умственном труде.
3. Причины возникновения гипокинезии при определенных формах труда.
4. Возрастные категории в системе классификации интенсивности труда.
5. Гигиенические принципы классификации условий труда по вредным производственным факторам (ВПФ).
6. Характеристика оптимальных, допустимых, вредных и опасных условий труда. Причинно-следственная связь нарушений здоровья с условиями труда.
7. Определение и принципы классификации производственных вредностей.
8. Основные направления профилактики влияния производственных вредностей на здоровье медицинского персонала. Профессиональный риск.
9. Гигиенические требования к устройству производственных помещений (освещение, вентиляция, защитные устройства).
10. Классификация профессиональных заболеваний.
11. Основные способы профилактики профессиональных заболеваний на производстве.
12. Принципы организации обязательных медицинских осмотров.
13. Физическая характеристика явлений шума и вибрации. Гигиеническая оценка, способы гигиенической оценки шума и вибрации. Гигиенические нормативы. Профессиональная глухота и вибрационная болезнь. Стадии развития заболевания. Материалы и методы защиты от шума и вибрации. Профилактика профессиональной глухоты и вибрационной болезни.
14. Проблема производственного и природного инфразвука. Источники. Медико-биологические аспекты воздействия инфразвука. Профилактика неблагоприятного воздействия инфразвука на организм. Ультразвук. Источники естественного и искусственного происхождения. Влияние ультразвука на организм. Профилактические мероприятия.
15. Электромагнитные излучения и поля естественного происхождения.
16. Химический фактор. Классификация химических веществ как фактора производства. Общие закономерности влияния химических веществ на здоровье работающих. Гигиенические требования к организации работы с химическими веществами на производстве.
17. Гигиенические оценки производственной пыли. Пневмокониозы и пневмосиликозы. Профилактика пылевых заболеваний.
Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:
1.Основные гигиенические требования, предъявляемые к качеству продуктов;
2. Заболевания, связанные с характером питания и качеством пищевых продуктов.
Самостоятельная работа:
1. Изучить материал: «Электромагнитные поля и их влияние на организм в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека.
2. Дать определение утомляемости и переутомления в чем их разница и сходства.
3. Составить кроссворд из наиболее часто встречающихся профессиональных заболеваний.
4. Решить ситуационные задачи, «Профессиональные вредности и профессиональные заболевания».
5. Дополнить выражение: В горячих цехах, помимо высоких температур присутствует ……. излучение. Особенностью сельскохозяйственного труда является …..
6. Перечислить профессиональные заболевания лиц работающих в сельском хозяйстве.
Литература для подготовки:
Основная литература:
Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.
Раздел 6 Гигиена детей и подростков
Тема 6.1 Здоровье и физическое развитие детей и подростков. Гигиена детских и образовательных учреждений.