Тема 6.2. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений

Вид занятия: теоретическое

 

Продолжительность занятия: 180   мин

Цель: закрепление знаний о здоровье и физическом развитии детей и подростков

Задание. Составление опорного конспекта по теме «Здоровье и физическое развитие детей и подростков».

Порядок выполнения задания

На основании основной и дополнительной литературы, рекомендуемой к выполнению самостоятельной работы, необходимо составить опорный конспект.

Основные понятия:

Физическое развитие детей и подростков, режим дня, планировка, микроклимат образовательных учреждений, подготовка детей к школе.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные принципы планировки школьного здания. Санитарно-гигиенические требования к участку школы, зонированию участка.

2. Санитарно-гигиенические требования к планировке классов, кабинетов, лабораторий, учебно-производственных и спортивных помещений, пищеблока, рекреаций, помещений для групп продленного дня и детей 6-летнего возраста.

3. Гигиенические требования к воздушно-тепловому режиму школы.

4. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению.

5. Санитарно-гигиенические требования к мебели.

6. Анатомо-физиологическое обоснование правильного положения тела при работе сидя. Критерии оценки рабочей позы.

7. Задачи школьного обучения.

8. Подготовка детей к школе, определение функциональной готовности к поступлению в школу.

9. Гигиенические требования к организации учебного процесса с учетом физиологических особенностей изменения работоспособности у детей и подростков.

10. Гигиенические требования к расписанию занятий, методика экспертного анализа расписания.

11. Гигиеническое значение перемен и их деятельности.

12. Режим дня в школах и группах продленного дня, в школах-интернатах.

13. Внешкольная деятельность учащихся, гигиеническая организация самоподготовки.

14. Базовые критерии характеристики индивидуального здоровья.

15. Принципы комплексной оценки состояния здоровья ребенка (группы здоровья).

16. Принципы индивидуальной оценки физического развития детей и подростков (универсальные индексы, индекс Кеттле).

17. Методики статистического анализа (метод сигмальных отклонений, центильный метод, по шкалам регрессии).

18. Скрининг тесты оценки длинны и массы тела.

19. Гигиенические основы режима дня, воспитания и обучения детей и подростков в образовательных и внешкольных учреждениях (биологические ритмы, фазы работоспособности, функциональное состояние организма)

20. Проблема школьной зрелости (гигиенические аспекты определения функциональной готовности детей к систематическому обучению).

Перечень знаний, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:  

1. Показатели физического развития детей и подростков;

2. Возрастные нормы подростков

Самостоятельная работа:

1. Изучить показатели физического развития.

2. Сделать таблицы:

Возрастные нормы подростка;

Стандарты физического развития детей;

Границы нормальных вариантов массы тела при разном росте;

3. Группы здоровья по степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья.

Литература для подготовки:

Основная литература: 

Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.

 

Тема 6.3 Гигиеническая оценка режима в ДДУ и расписания уроков в школе.

Тема 6.4 Оценка физическая развития детей и подростков.

Тема 6.5. Гигиеническая оценка школьной мебели и микроклимата в учебных помещениях.

Вид занятия: практическое

 

Продолжительность занятия: 180   мин

Содержание практического занятия:

Исследовать и оценить физическое развитие подростка. Провести антропометрические измерения роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Исследовать формы параметры позвоночника, стоп. Оценить степень полового созревания. Измерить давление, подсчитать пульс. Сделать сравнительный анализ всех измерений, сравнить с нормами. Оценить состояние своего здоровья.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое физическое развитие

2. Инструментарий для изучения физического развития     

3. Морфологические признаки физического развития                               

4. Функциональные признаки физического развития                      

Перечень умений, которыми студенты должны овладеть в результате изучения данной темы:  

1. Проводить антропометрические измерения роста, массы тела, окружности головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени;

2. Исследовать формы, параметры позвоночника, стоп;

3. Оценивать степень полового созревания;

4. Измерять давление, подсчитывать пульс

Самостоятельная работа:

1. Изучить показатели физического развития.

2. Сделать таблицы:

Возрастные нормы подростка;

Стандарты физического развития детей;

Границы нормальных вариантов массы тела при разном росте;

3.    Группы здоровья по степени выраженности некоторых распространенных отклонений в состоянии здоровья.

Литература для подготовки:

Основная литература: 

Гигиена и экология человека: учебник/ В. И. Архангельский, В. Ф. Кириллов. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 176 с.: ил.

Раздел 7 Гигиеническое обучение и воспитание населения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: