Форма представления информации о конкурентах

НАЗНАЧЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

По своей сущности бизнес-план представляет собой программу предпринимательской деятельности. Он описывает предприятие (настоящее или будущее); планируемую продукцию или услуги; рынок, на который это продукция (услуги) нацелены; ресурсы и квалификацию персонала; финансовые потребности и планируемые финансовые результаты.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА

 

При разработке и оформлении бизнес-плана следует ориентироваться на объем в 15 - 35 страниц. Бизнес-план обязательно должен содержать описание всех уникальных особенностей продукта (услуги), особенно конкурентных преимуществ, производства и реализации продукта (услуги), а также должен раскрыть конкретные практические шаги, которые превратят вложенные деньги в прибыль.

 

СТРУКТУРА БИЗНЕС-ПЛАНА

 

Разработка бизнес-плана поможет начинающе­му предпринимателю осознать свое предприятие в комплексе, спрогнозировать возможные финансовые результаты и сделать объективный вывод о целесооб­разности открытия собственного дела.

У любого бизнес-плана есть две основные функции:

· Внутренняя: для понимания предпринимателем, руководителем предпри­ятия и сотрудниками путей развития бизнеса или отдельного проекта.

· Внешняя: для внешних пользователей - убедить кредитора, инвестора, ино­го делового партнера в состоятельности проекта.

 

Начинающим предпринимателям рекомендуется использовать приведенную ниже структуру:

1. Титульный лист

2. Резюме

3. Основная идея проекта (бизнес-идея)

4. План маркетинга

5. План производства

6. Юридический и организационный план

7. Финансовый план

8. Анализ рисков



ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

 

При оформлении «Титульного листа» необходимо указать:

 

• Краткая характеристика деятельности

• Организационно-правовая форма предприятия, его название

• Предполагаемый юридический адрес будущего предприятия

• ФИО составившего бизнес-план, его паспортные данные

• Номер телефона

• Дата составления бизнес-плана

 

Примерная форма титульного листа приведена в Приложении 1.

Два раздела бизнес-плана – «Резюме» и «Основная идея проекта» яв­ляются вступительными и, если взять их отдельно, могут выполнять роль крат­кого инвестиционного предложения, которые можно рассылать своим партне­рам и инвесторам.

РЕЗЮМЕ

Раздел «Резюме», хотя и располагается в самом начале бизнес-плана, но составляется в последнюю очередь, поскольку содержит сжатое изложение сути уже составленного проекта и характеристику его важнейших показателей. Надо иметь в виду, что это единственная страница, которую прочитают обязательно. В Резюме необходимо очень сжато, но доходчиво изложить выводы, касающиеся основных аспектов проекта.

Примерный перечень вопросов для отражения в Резюме:

 

1. Производством и реализацией какого товара (оказанием каких услуг) будет заниматься Ваше предприятие?

2. Кто будет Вашим покупателем?

3. Каким будет объем продаж (выручка от реализации) за первый год работы?

4. Какова сумма всех затрат на реализацию проекта?

5. Какова организационно - правовая форма предприятия?

6. Сколько будет привлечено наемных работников?

7. Какой потребуется объем финансирования для реализации проекта?

8. Каковы источники финансирования проекта?

9. Основные финансовые показатели проекта: общая прибыль (доход) за пе­риод, величина денежных средств в конце первого года работы, рентабель­ность.

 

Объем резюме не должен быть больше 1 страницы.

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ПРОЕКТА

Раздел «Основная идея проекта» должен в доступной и сжатой форме объ­яснить, на чем основана реальная возможность создания нового предприятия. Здесь требуется описать бизнес-идею проекта.

Примерный перечень вопросов для отражения в разделе «Основная идея проекта»:

1. В чем состоит основная цель проекта (бизнес-идеи)?

2. Какие конкретные задачи надо решить для достижения этой цели?

3. Какие проблемы будут препятствовать успешному решению задач на Ва­шем предприятии? Как эти проблемы можно преодолеть?

4. Какие конкретные действия и в какие сроки Вы намерены предпринять для достижения цели проекта?

5. Какими аргументами Вы можете подтвердить Вашу уверенность в успехе проекта?

 

По результатам изучения сильных и слабых сторон проекта принято про­водить его SWOT-анализ (SWOT аббревиатура начальных букв английских слов):

S trengths сильная сторона: внутренняя характеристика компании, которая вы­годно отличает данное предприятие от конкурентов

W eaknesses слабая сторона: внутренняя характеристика компании, которая по отношению к конкуренту выглядит слабой (неразвитой), и которую предприятие способно улучшить слабости

O pportunities возможность: характеристика внешней среды компании (рынка), которая предоставляет всем участникам данного рынка возможность для рас­ширения своего бизнеса

T hreats угроза: характеристика внешней среды компании (рынка), которая снижает привлекательность рынка для всех участников угрозы.

 

Таким образом, SWOT-анализ - это определение сильных и слабых сторон предпри­ятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). К внешним характеристикам часто относят то, что компания изменить не в силах, она может создать комплекс мер по устранению этой про­блемы.

 

В бизнес-плане при проведении SWOT-анализа в качестве внутренних факто­ров могут быть использованы такие параметры как качество продукта, после­продажное обслуживание, дополнительный сервис, многофункциональность продукта, уровень менеджмента фирмы, квалификация персонала и т.д.

 

В качестве внешних факторов могут быть использованы степень роста рынка, изменение платежеспособности клиентов, уровень конкуренции, изменения в законодательстве, политические измене­ния, появление товаров-заменителей и т.д.

ПЛАН МАРКЕТИНГА

Виды товаров и услуг

 

В этой части бизнес-плана описываются товары и услуги, которые Вы хотите предложить будущим покупателям. Необходимо определить для себя и пред­ставить в бизнес-плане те преимущества своей продукции, которые отвечают желаниям и потребностям покупателей, но не удовлетворяются аналогичным товаром конкурентов.

То есть, основная цель этого раздела - доказать, что Ваши товары (услуги) имеют ценность для покупателей и будут пользоваться спросом.

За основу можно взять следующий перечень вопросов:

 

1. Какой именно товар (или услугу) Вы предложите покупателям?

2. Какие потребности будет удовлетворять данный товар или данная услуга?

3. Насколько тщательно разработана Ваша продукция? Есть ли у Вас патент на эту продукцию? Имеете ли Вы уже опыт производства и реализации этой продукции?

4. В каких сферах ее можно использовать?

5. В чем состоит преимущество Вашего товара (услуги) с точки зрения потен­циального покупателя?

6. Почему покупатели отдадут предпочтения именно Вашему товару (услуге)?

7. Какие недостатки может иметь Ваш товар (услуга), и как Вы будете пытать­ся их преодолевать?

8. Какие характеристики делают Ваш продукт уникальным?

9. Как Ваши товары или услуги будут доходить до потребителя?

Рынок сбыта

 

Цель данного раздела - показать, что Вы сможете продать свой товар. Для это­го требуется изучить рынок сбыта и выявить своих потенциальных клиентов, а так же спрогнозировать их спрос на Ваши товары при Ваших ценах.

 

Вы должны продемонстрировать, что для Вашего товара (услуг) рынок сбыта действительно существует, и что Вы можете воспользоваться возможностями, которые он предоставляет.

Сначала необходимо сделать общее описание рынка, которое включает в себя следующие основные характеристики:

 

• Расчетный размер и состав рынка, в том числе распределение по геогра­фическим районам и описание основных типов клиентов.

• Положение на рынке на настоящий момент и его предполагаемое развитие: будет расти, останется неизменным или какие-то иные варианты развития событий.

• Механизмы действия рынка и основные типы конкуренции: цена, качество, обслуживание, репутация.

 

Затем нужно проанализировать Ваш сегмент рынка, на котором Вы будете про­давать свой товар. Рынок можно сегментировать по географическому положе­нию (национальность, регион, преобладание городского или сельского населения и т.д.), по типу покупателей (индивидуальные критерии (возраст, пол, доход, образование, профессия, размер семьи и т.д.) или относящиеся к предприятию (размер, отрасль промышленности и т.д.), по типу товаров и услуг.

 

Вам, как начинающему предпринимателю, не имеющему опыта прошлых про­даж, будет сложно провести анализ рынка и придется действовать на основе разумных предположений, личных наблюдений и опыта похожих предприятий.

 

Для изучения рынка можно использовать све­дения справочного характера в отраслевых и профессиональных журналах, от­четах в периодической печати и средствах массовой информации, информаци­онных источниках, представленных в сети Интернет; рекомендуется также использовать личные наблю­дения, опрос будущих клиентов и конкурентов.

 

Чтобы узнать примерное количество своих покупателей и ожидаемый спрос на Ваш товар, необходимо определить для себя и дать ответы на следующие во­просы:

 

1. Где (в каком районе?) живут Ваши будущие покупатели?

2. Кто будущий покупатель Ваших товаров? (возраст, пол, социальное поло­жение, род занятий, уровень доходов и т.д.)

3. Какими соображениями Вы руководствовались при выборе той или иной группы покупателей (рыночного сегмента), которых заинтересует Ваш то­вар?

4. По какой цене сейчас покупают аналогичный товар?

5. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

 

Конкуренция

 

В данном разделе необходимо описать своих потенциальных конкурентов и по­казать, в чем состоят их слабые и сильные стороны:

 

1. Какие из фирм - конкурентов работают в Ваших рыночных сегментах?

2. Кто из них производит аналогичные Вашим товары или услуги?

3. Что представляет из себя их продукция - ее отличительные особенности, дизайн и т.д.?

4. Каков уровень цен на товары (услуги) Ваших конкурентов?

5. Каким образом конкуренты находят своих покупателей - реклама, каналы сбыта, другие формы продвижения?

6. Какая из фирм - конкурентов расположена по соседству?

7. Как развивается бизнес у Ваших конкурентов? В чем причины происходящих изменений: наращивания или снижения объемов, расширения или сужения ассортимента, роста или сокращения персонала?

8. Какие Ваши товары (услуги) будут иметь конкурентные преимущества перед другими производителями аналогичных товаров (услуг)?

 

Тщательный анализ Ваших конкурентов поможет Вам избежать их промахов и использовать в своей работе их удачный опыт.

 

Выполнить сравнительный анализ Ваших основных кон­курентов можно, заполнив следующую таблицу:

 

Форма представления информации о конкурентах

 

Конкуренты

Характеристика

Выводы

сильных сторон слабых сторон
...      
...      
Ваше предприятие      

Прогноз продаж

 

Изучив рынок сбыта, попробуйте составить прогноз объема продаж своего то­вара на год. Данный прогноз должен быть составлен с помесячной разбивкой. При этом необходимо учитывать фактор сезонности (если таковой имеется), Вашу долю на рынке с учетом конкуренции, Ваши производственные возможно­сти и другие факторы, которые могут иметь существенное значение.

 

Прогноз продаж следует составить для трех сценариев (пессимистического, оп­тимистического и реалистического), поместив его в таблицу:

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: