Подберите одноцветные пирамидки с небольшим количеством колец (3 шт., чтобы ребенок не отвлекался на цвет и обращал внимание на размер колец. Предложите ребенку собрать одну пирамидку. Поясните, что пирамидка должна получиться гладкой. Для этого надо каждый раз выбирать самое большое колечко и надевать его на стержень.
Й вариант «Разноцветная пирамидка».
Подберите деревянные или пластмассовые пирамидки с разным количеством разноцветных колец. Предложите детям сначала снять колечки со стержня, затем собрать пирамидки, ориентируясь на признак величины.
Можно предложить детям собрать пирамидку без стержня, положив колечки одно на другое. В этом случае хорошо видно, что если пирамидка сложена не верно, то она получается неустойчивой и может рассыпаться.
Игра 7. «Две башни»
Цель: закреплять знания о величине предметов; познакомить с понятиями высокий, низкий, одинаковые по высоте.
Материалы: кубики, маленькие игрушки.
Ход игры: построй те из кубиков две башни одинаковой высоты. Затем добавьте или уберите детали так, чтобы башни стали разные – высокая и низкая. Вместе с детьми сравните башни по высоте: «Вот две башни. Чем они отличаются? Ничем, они одинаковые. А теперь чем они отличаются? Эта башня высокая, а эта низкая. А теперь вы постройте башни!»
Попросите детей построить сначала одинаковые башни, а затем высокую и низкую башни. Можно обыграть сюжет, посадив на верхушку башен маленькие игрушки.
Игра 8. «Два поезда»
Цель: познакомить детей с такими свойствами величины, как длина; с понятиями длинный, короткий, одинаковые по длине, учить использовать знания о длине в ходе практических действий с предметами; развивать глазомер, сравнивая предметы по длине на расстоянии.
Материалы: кубики, бруски; резиновые игрушки небольшого размера или матрешки.
Ход игры: вместе с детьми постройте из кубиков поезд и предложите поиграть: подталкивая последний кубик, «покатайте» поезд по полу. Затем постройте второй поезд и сравните его с первым (они одинаковые).
Покажите детям, как изменить длину поездов, добавляя или убирая детали (вагоны). Постройте поезда, резко различающиеся по длине. Затем постепенно уменьшайте разницу между поездами.
Обыгрывая сюжет, можно посадить в «вагоны» (поставить на кубики) «пассажиров» - небольшие по размеру устойчивые игрушки.
Количество
Игра 1 «Собираем шишки»
Цель: учить детей различать количество предметов; познакомить с понятиями много, мало.
Материалы: две корзинки или две коробочки, шишки.
Ход игры: обратите внимание ребенка на разбросанные на палу шишки. Попросите его помочь собрать их. Положите в свою корзинку 2-3 шишки, а малышу предложите собрать остальные. В конце игры подведите итог: «Ты собрал много шишек. Молодец! А сколько шишек у меня? Мало».
Игра 2. «Зайцы и лисы»
Цель: учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного. Развивать внимание.
Материалы: шапочка лисы или маска, хвост лисы, бубен.
Ход игры: наденьте маску или шапочку лисы и прицепите хвост. Объясните детям правила игры: «Много маленьких пушистых зайчиков скачет по полянке. Но вот звучит бубен. Это приближается лиса. Все зайцы быстро разбегаются и прячутся кто куда. Кто не успеет спрятаться, того лиса поймает и унесет с собой в лес.
Дети прыгают, изображая зайцев. Через некоторое время ударьте в бубен. Дети прячутся, а лиса приходит на полянку и ищет зайцев: «Куда же подевались зайцы? Было много, а теперь ни одного…»
Лиса уходит, и игра повторяется.
По окончании игры подведите итог: «Хотя зайцем много, а лиса одна, им с ней не справится, потому что лиса хитрая охотница. Поэтому лучше от лисы спрятаться. Было зайцев много, а теперь ни одного».
В следующий раз роль водящего можно предложить кому-нибудь из детей.
Игра 3. «Песочница»
Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много, больше, меньше, столько же (одинаково).
Материалы: песок, ведерки (одинакового и разного размеров, совки.
Ход игры: эту игру можно проводить во время прогулки. Дайте детям два ведерка одинаковой величины и совки. Предложите малышам наполнить ведерки песком, а затем сравнить количество песка в них (больше, меньше, одинаково). Игру можно продолжить, предложив детям добавить или отсыпать песок при помощи совка и вновь сравнить количество песка.
Затем дайте детям два ведра разной величины и попросите наполнить их песком до краев. Вместе с детьми сравните количество песка в ведрах: «В большом ведре много песка, а в маленьком мало. Здесь больше, а тут меньше песка». Можно высыпать песок из ведер на ровную поверхность и сравнить кучки песка.
Игра 4. «Наполни кувшин»
Цель: учить детей определять количество сыпучего материала, познакомить с понятиями мало, много.
Материалы: два пустых прозрачных кувшина, фасоль (горох, гречка) в мешочке, кружка.
Ход игры: игра проводится индивидуально.
Покажите ребенку пустой кувшин, Затем зачерпните фасоль кружкой и пересыпьте в кувшин. Предложите ребенку наполнить кувшин фасолью. Когда малыш справится с заданием, скажите «Кувшин был пустой, а теперь полный. Здесь много фасоли».
Попросите ребенка пересыпать оставшуюся в мешочке фасоль в другой кувшин. Затем скажите: «Закончилась фасоль. Сколько здесь фасоли? Мало. В этом кувшине много, а в этом мало».
Такую игру можно проводить, используя различные емкости (миски, банки) и материалы (крупы, семечки, песок, воду).
Игру можно усложнить, предложив ребенку наполнить крупой 3 – 5 одинаковых емкостей, а затем сравнить количество крупы в них.
Игра 5. «Бутылки»
Цель: учить детей определять количество жидкости в емкости одинакового размера.
Материалы: пластиковые бутылки одинаковой величины и формы (2 -3 шт.); вода (можно использовать подкрашенную воду).
Ход игры: наполните бутылки водой: одну на четверть, другую наполовину, третью до краев. Вместе с детьми сравните количество воды в бутылках: «Посмотрите, в этих бутылках вода. В этой – много воды, здесь половина, а в этой мало воды. Покажите, в какой бутылке много воды. Теперь покажите, в какой бутылке мало воды…»
Затем дайте детям пустые бутылки и попросите налить в них из под крана заданное количество воды: много, мало, половину.