Выводы и рекомендации

8.1 Заявленный маршрут пройден полностью и в установленные сроки. К порогам, определяющим сложность маршрута, относятся: Падун, Канозерский, Падун-на-Низьме, Белый на Колвице. Группа обнесла пор. Черный и водопад на Колвице и совершила переход до Кандалакши по Белому морю. Участниками приобретен опыт байдарочного путешествия по ненаселенной местности за полярным кругом.

8.2 Путешествие было проведено в малую воду. Было 3 оверкиля: участники и байдарки не пострадали. За весь поход было получено не больше 5 небольших пробоин, что свидетельствует о хорошей технической подготовке участников.

8.3 На Кольском полуострове рыбу разрешено ловить только на один крючок поплавочной удочки. На перекатах и у порогов на червя хорошо ловится хариус и форель, на креветку можно поймать и семгу. Ловля на спиннинг считается браконьерством. Рыбинспекторы нам не попадались. Во время нашего похода речная рыба ловилась плохо. К морской рыбалке мы готовились специально, и она была успешной.

8.4 В Умбе можно выполнить закупку продуктов. В с. Колвица магазина нет. Мобильная связь (Мегафон и МТС) и Интернет есть только на первых 10 км маршрута и в окрестности с. Умба и пос. Колвица.

8.5 Материально-техническое обеспечение путешествия было достаточным. Рекомендации по его отдельным видам изложены в соответствующих разделах.

Современные байдарки «Вьюн» и «Форель» имеют малую вместимость, поэтому нужно серьезно относиться к личному снаряжению, которое должно быть достаточным, легким и компактным. В нашем походе роль судна сопровождения играл «Таймень», который взял значительную часть общественного снаряжения.

8.6 Расходы на путешествие составили примерно 11 500 рублей с человека ($380/чел).

Дневник по Умбе – Колвице

А.Г. Моисеева

03.08.2013

Завтра выезжает на Кольский полуостров наша вторая группа. В Питере мы заберем байдарки и общественное снаряжение у группы с Шуи и двинем за Полярный круг. Это будет байдарочное путешествие 3 категории сложности по р. Умба, Колвица и Белому морю. Если будет погода, дойдем до Кандалакши. Насколько это будет возможно (со 2-го по 6 ходовой день, наверное не будет связи), мы постараемся держать вас в курсе событий. К записи прикреплена наша маршрутная книжка и схемы.

04.08.2013

В вагоне мы встретили Сергея Трофименко. Он с семьей на 4х местном катамаране собрался на Калгу. Сергей уже бывал на Умбе и пообещал нам хорошую рыбалку, а так же штрафы от рыбнадзора.

Проснулись мы в 8 утра. Казалось, что предстоящий день будет суетным, от части радостным, и насыщен положительными эмоциями. Предстояла встреча с нашей группой сплавившейся по южной Шуе. Переезд с Витебского вокзала на Ладожский мы осуществили налегке,но мысли о конструировании универсально-колесного приспособления для облегчения переноски тридцатикилаграммовых рюкзаков нас все таки посетила. На Ладожском вокзале была произведена передача эстафетного снаряжения в виде байдарок спасжелетов и касок матросом Леной Козловой. Она поделилась своими впечатлениями о первых в ее жизни порогах. Все остались довольные и чуть-чуть загоревшие. У нас было 5 часов свободного времени. Первым с вещами вызвался остаться командор, но предупредил всех о штрафе за опоздание (200 руб за 10 минут) Его надежда пополнить семейный бюджет не оправдалась, все пришли минута в минуту. Время было потрачено рационально: похода по специализированным магазинам типа ОКЕЙ с докупкой некоторых жизненно необходимых продуктов, и посещение "ТРИТОНА " и "Сплава". В 17:20 мы отправились на поезде Спб - Мурманск. Благодаря Сергею Зарубецкому, покупавшему билеты, все места оказались верхними и по одному в разных купе. Поэтому единственным местом где мы все собирались стал тамбур перед туалетом. Восседая на мусорке, каждый ждал когда зарядится его телефон. Мы испугали проходящую мимо проводницу, которая увидела, что благодаря тройнику мы заряжаем 4 телефона одновременно. Дежурный был вынужден стать официантом и разносить еду по всему вагону. Из-за того что негде было собраться, все быстро угомонились.

05.08.2013

День бутербродов, так как они были в изобилии на ужин, на завтрак и на обед. Утро началось с подкидывания монетки - у кого в купе мы будем кушать. После завтра все разбились по интересам, кто-то терзал нарды, кто-то читал книги, а кто-то просто спал. Потом пришел Рустам с соседнего вагона, где дружелюбные соседи, увидев заросшего и исхудавшего туриста, пожалели его и обильно покормили. Он в подробностях рассказал нам о походе по Шуе. Так прошло время до обеда, и все потянулись за бутерами в купе руководителя.

После начался бой в быки и коровы. Лидировала Саша. И сам руководитель начал мухлевать, чтоб скинуть ее с 1 места. В итоге решили все списать на ее везение.

А поезд все быстрее приближался к Апатитам. Разгружались мы вальяжно, так как стоянка была 10 минут. Надежды, что на перроне перевозчики будут биться, за то кто нас повезет, не оправдались. Пришлось идти на вокзал и по газетным обьявлениям искать водителя. Так что сейчас мы едем в душном фургоне микроавтобуса, до нас тут путешествовал строительный мусор.

06.08.13

Выгрузили нас из машины на полянке на побережье речки недалеко от поселка Октябрьский, жителей в котором осталось два человека. У нас планировался вкусный ужин, но через 5 минут после отъезда мы поняли, что сами сегодня станем ужином. Первым вопрос был: у кого есть репеллент. Мошкара облепляла с ног до головы. Ее даже не смущали 3 слоя одежды, а поверх сантиметровый стой антикомарина. Байдарки были собраны в этот же вечер в рекордные сроки, так как быстрее хотелось спрятаться в палатке от этого летающего гнуса. После ужина открыли купальный сезон Саша, Некит и Серега. Оханье последнего от освежающей двенадцатиградусной водички слышали соседние деревни.

Все с нетерпением ждали когда же стемнеет, но белые ночи были беспощадны и засыпать пришлось при дневном свете.

А сегодня утром руководство было очень добрым и разрешило нам проспать до 8-00. Предстояло пройти 10 км и один из самых сложных порогов.

После завтрака начались сборы гермиков и попытки спихнуть их в чужую байдарку под предлогом, что в свою не влезает. Некоторым это успешно удалось. К обеду, когда группа стала задумываться о перекусе, мы наконец тронулись в путь. Время до порога пролетело мгновенно, и вот мы уже осматриваем его и ужасаемся, где там вообще можно пройти, чтоб не кильнуться. Перекусив на дорожку бомжпакетами с бутерами, мы решили, что оттягивать дальше некуда. Порог "Падун" решили разбить на верхнюю и нижнюю часть. Последний раз осмотрев порог, расставив страховку, сигнальщика, оператора и фотографа первыми пошли Саша с командором. Они показали мастер-класс, на который стоит равняться. Следующие за ними Сергей с Некитом повторили их маневр. Но потом механизм дал сбой. Рустам с Веталем кильнулись в самом сложном участке, но их выловил дежуривший со спасконцом Сергей. Замыкали прохождение Паша с Игорем. Они показали нам, как лучше всего не делать. Мало того, что они кильнулись в пороге, проплыли мимо всех спасконцов, так еще умудрились пройти вне байдарки нижнюю ступень порога и зачалиться в полукилометре ниже него.

Нижнюю ступень порога опять открывали Саша с командором. Матрос долго артачилась о траектории прохождения, а потом в пороге долго спорила, какой лучше маневр "флажок" делать: правый или левый. Зато Сергей с Некитом превосходно выполнили задание. Замыкали Рустам с Веталем, которые в этот раз прошли без приключений.

Весь день пролетел в компании доставучей мошкары. Все уже перестали вылавливать ее из своих тарелок и кружек. С таким успехом репеллента хватит дня на два.

А сейчас лагерь после вкусного грибного супчика погрузился в сон, чего и вам желает.

07.08.13

Подъем был поздний в 8-00. Адмирал обещал что день будет легкий и поэтому мы не спеша собирались. Покушав вкусно приготовленной пшенки с изюмом все быстрее стали расходиться от стола с набитыми животами. Но тут дежурные увидели несъеденную открытую банку паштета. На предложение покушать никто не сбежался. Доедать пришлось завхозу иначе в расход пошел бы солидол.

Вышли мы в 12-00 и предстояло преодолеть 10 км. При отправлении были даны ценные указания: искать уплывшие каску и упаковку от байдарки. На входе в Капустное озеро была найдена чужая каска, а на выходе нашли нашу упаковку. Капусты в озере не было, поэтому непонятно, чем руководствовались его обзыватели. Так гостеприимная река Умба вернула нам потери, но предупредила, чтоб вещами мы не раскидывались.

Дальше по течению нас ждал порог. Выйдя на осмотр мы решили сделать перекус на этом месте. Но увидев, что в радиусе пары метров нет ни одной мошки, мы задумались остаться здесь с ночевкой. И тут с порога прилетел сияющий Никита с форелью в руке, стало понятно, что Александр Никитич отсюда больше не уйдет, пока не переловит всю рыбу. Так мы встали на стоянку.

Саша весь день проходила с опухшим глазом, чем достала походного медика, так как съела все противоалергенное и вымазала все противоукусное. Так же Сергей из тайных нычек достал метательные ножи. В радиусе метра от лагеря все деревья были истыканы. После обеда всем раздали традиционные наряды: за грибами или за черникой. Иначе наряд по камбузу вне очереди.

Так была набрана черника на несколько компотов вперед и выловлена рыба на ужин.

08.08.13

Вечером, наигравшись с метательными ножами, в ход пошел набор: сделай лук сам. Обсудив конструкцию и продумав все до мелочей, Паша с Сережей принялись за дело. Первая стрела улетела на метр, но раза с третьего они почти стали попадать в деревья. А дежурные в это время пожарили нам рыбы и сделали вкусный компот из черники. Спать все пошли рано в 23 по местному. Уснули как убитые.

Подъем прошел традиционно в 8 утра. Погода была пасмурная – моросил мелкий дождь. Собираться совсем не хотелось. Но приказ паковать чемоданы был неоспорим. Выйдя на воду, мы обнаружили, что не хватает еще одной байдарки, и потянулись часы ожиданий. Копуши Паша и Игорь заставили всех кружиться в байдарках, отбиваясь от мух, полчаса. Адмирал решил вводить новые штрафы: если собираешься позже дежурных, на следующий день байдарку даже не разбираешь, чтоб быть первыми.

Наконец мы тронулись в путь. Из-за сильного бокового течения Саша с командором чуть не перевернулись в пороге. Балансируя на ребре байдарки, они все-таки сумели удержаться: в чем им помог мешок картошки, лежащий в корме и не желавший купаться.

Потом потянулись долгие часы гребли. Руководитель доверил свою карту Саше, и все боялись, что сейчас заблудятся, но как всегда благодаря везению все закончилось успешно. Перекус устроили на пороге Разбойничий. Там же прошли соревнования, кто быстрее закипятит воду: завхоз или дежурные. Выпендривающийся продул.

После был 7 километровый порог, в котором мы петляли из стороны в сторону, уклоняясь от камней, а также смогли обогнать несколько катамаранов. Призом за успешное прохождение стала шикарная стоянка, оборудованная столом, скамейками, турником и дровами. А также река подарила нам новый спасжилет.

Подняв флаг, развевающийся над рекой, мы остановились на ночевку.

На вечерней рыбалке Некит добыл 2 щуки, уж очень хотелось чего-то мясного. А руководитель в это время сочинял сказку о "Человеке, очень похожем на Сережу, и медведе", чем очень повеселил группу.

Спать улеглись, как всегда, в 24-00.

09.08.13

Сегодня утром мы встали с ожиданием, что нам придется пройти огромное расстояние по озеру. Ветер поменялся на северный, и стали подумывать о парусе. Все для этого было предусмотрительно взято с собой.

Но что-то сборы пошли слишком медленно. И выйти на воду смогли только в 12-30. Вначале были два порога 2 категории, которые больше были похожи на шиверы. Потом был порог Карельский, в котором пришлось вспомнить слаломную технику. И вот мы уже недалеко от озера. Нас разделяет только 1 порог Канозерский. И тут затянулись долгие дискуссии, где лучше пройти и, где это вообще возможно. Рассматривались все возможные варианты, начиная от траектории прохождения и обноса, и заканчивая тем, что разворачиваемся и идем в обратном направлении. Мнения кардинально разделились, но выиграл наш командор. Так как было уже достаточно поздно, а у нас еще не было даже перекуса, решили встать на ночевку, заодно обнести первый непроходимый участок. При перегонке байдарок к месту ночевки Саша с командором сели на камень, так как матрос не хотела мочить весло из-за того, что не понимала, куда ее везут. Остальная группа уже готовила лук и метательные ножи для того, чтоб спасти или добить их. Увидев это, адмиральское судно тут же слезло с камня и поспешило к берегу.

Быстро поставив лагерь, опасаясь дождя, мы перекусили и отправились на послеобеденный сон. На часах было 19-00. Остался следить за лагерем и ужином командор. Он пожалел Сашу, которая должна была с ним дежурить, и дал ей выспаться вместе со всеми.

Через 2 часа мы услышали стук половника о миску, означающий, что кушать подано.

Суп оказался шикарен, учитывая, что к нему шла замаринованная самим командором щука, которую за день до этого поймал Некит.

После ужина решили опять обсудить маршрут. Походили вдоль порога, и нам опять внушили, что наши идеи не лучшие. А после, у костра под вкусный чай с травками, набранными в вечерних сумерках, мы слушали лекцию о психологии в группе. Где в пример привели книгу 70-х годов. Важен каждый участник группы, но вот оптимальный состав коллектива - это 7 человек. Может в следующие вечера мы будем обсуждать, кто самое слабое звено и кого стоит случайно забыть в одном из порогов. А пока все готовятся ко сну в надежде, что после этого чая мы не проведем полночи в засаде в кустах.

10.08.13

Проснулись мы лениво. Пока дежурные готовили, вся группа, испугавшись собраться после них, быстро упаковала вещи. В это время начинал накрапывать дождик.

Вначале мы сделали обнос вещей в нижнюю часть порога. Потом спустили почти по отвесной скале байдарки. Прохождение порога оказалось достаточно легким, хотя мы столько готовились и переживали. Течение было не столь сильным, и все байдарки успевали лавировать между острыми камнями. Преодолели мы его достаточно быстро и без оверкилей. Потом упаковали оставшиеся вещи, и флотилия из 4 байдарок двинулась к выходу в Канозеро.

Впереди их ждали огромные просторы и маленькие надежды на парус.

Озеро оказалось просто огромным. Дальний его конец сливался с небом. Казалось, что там нас ждет или огромный водопад, или конец земли. Через 30 минут мы причалили к острову Каменистому. На нем вся группа осмотрела старинные петроглифы, оставленные 2-4 тыс. лет назад. Мы даже смогли сами увидеть пару человечков и оленя с куриными лапками. А местный охранник показал нам высеченный на камнях сюжет охоты на медведя. А в другом месте была охота на ладьях на кита. При богатой фантазии там можно было увидеть всё, что душа пожелает. На острове стояла табличка о том, что по камням ходить нельзя, но Игорь решил ослушаться, и его покарал бог Петроглифов, уронив с этого камня и ударив локтем.

На этом же острове нас догнали дождь и ветер. Но пока мы придумывали конструкцию паруса, все закончилось, халява обломалась, и пришлось идти на веслах.

Острова Горелый мы достигли в 17-00 и решили, что пора бы перекусить, а то так и до ужина близко. После плотного обеда руководство дало 40 минут на отдых. Адмирал предупредил, что кто наловит 2 кг рыбы, освобождается от дежурства. Никита тут же кинулся к удочке и наткнулся на стаю голодной рыбы, которая с яростью кидалась на блесну, как только ее опускали в воду. Через час стало казаться, что эта рыба начнет вываливаться за борт из уже заполненной байдарки. Юного рыболова еле успели остановить, припугнув тем, что ему все это придется чистить.

Еще 1.5 часа гребли в кильваторном строю, и мы причалили на место будущей дневки.

Дежурные быстро приготовили ужин, а Александр Никитич начистил для нас 5,5 кг рыбы. Впереди предстоял рыбный пир. Ее нажарили на сковородке, закоптили в фольге и замариновали в банке.

Отвыкнув ходить по спокойной воде без течения, мы устали и без задних ног повалились спать. Предварительно испугавшись мышей и попрятав все на деревья.

11.08.13

Связи по-прежнему нет.

Этот день можно назвать: дневка с баней за полярным кругом.

Сегодня была блаженная дневка. Мы выспались до 9 утра и проснулись от того, что руководство поднимало на заготовку бани.

За завтраком в приказном порядке всем было велено собрать по кружке черники. Выполнение поручения проверяли по испачканным в ней рукам.

А в это время активно шли работы по растопке бани. Рустам завалил в лесу исполинскую сосну для дров. А прожорливая баня поглощала их в неимоверном количестве.

Перед предстоящей мойкой решили не изменять карельским традициям, и Саша с Пашей сделали вареники. Но черники по-прежнему оставалось слишком много, а на компот уже никто не мог смотреть. А в это время в лагере были истыканы все деревья метательными ножами. Некит передырявил все консервные банки в округе стрелами от лука. Медведя ждали с нетерпением, особенно Сергей.

В 17-00 мы приступили к банным процедурам. Строение оказалось компактным, так что пришлось плотненько прижиматься друг к другу. Высота ее была небольшой. Все шутили, что Рустам мерял ее под свой рост. Но, благодаря его ноу-хау, она держалась на 4 палках, и не пришлось валить пол-леса на каркас.

В бане не упустили возможность написать на стенке "УМБА", а также побить друг друга веничками. Главным банщиком в этот раз был назначен Рустам, за профессиональное махание березовыми ветками. Водные процедуры проходили в детском лягушатнике, так как даже в 20 метрах от берега воды было чуть больше чем по колено.

Чистые мы отправились ужинать суп и вареники. За столом в два ряда уселись перед мобильником, по которому включили фильм про выживание в дикой среде. А завхоз грозился, что скоро и у нас наступят такие времена.

Чистые и сытые мы быстро уснули.

12.08.13

Часа в 3 ночи разбудил барабанящий по крыше палатки дождь. В 8 утра никто нас не поднял, а к дождю добавился еще и ветер, колышащий палатку. Высовывать нос на улицу совсем не хотелось.

В 11-00, отлежав все что можно, командор не выдержал и вышел рубить дрова, подняв дежурных. Через пару минут из теплых палаток в эту мерзкую погоду выползла остальная группа. Было очень холодно, голодно и мокро. Все быстро занялись сборами в ожидании позднего завтрака. К просьбам сегодня пойти позже или устроить еще одну дневку командор был неумолим. Единственная поблажка, которую нам разрешили - был парус. Ветер обещал быть попутным. К 14-00 мы вышли.

Выстроившись в шеренгу по четыре и расправив крылья, мы помчались под парусом по озеру. Правда, ветер уже начинал стихать, поэтому сидящих спереди матросов просили активно дуть в парус. Шли мы медленнее, чем если бы налегли на весла, но что бы ни делать лишь бы не грести.

Когда мы пересекли озеро и попали в реку, погода совсем поменялась, и засветило солнышко. Течение в речке было хорошее, и мы легко преодолели намеченную дистанцию. Успевая по пути ловить рыбу и уже привередливо выпуская ту, что меньше ладошки.

Так к 20 мы достигли порога Падун. Катамаранщики-москвичи подсказали нам хорошую стоянку. Где мы расположились с видом на порог.

13.08.13 скудные вести с Кольского. Завершили сплав по Умбе. Три оверкиля. Байдарки и люди целы. Переехали на Колвицу. Интернета нет. Были в поселке Умба. Посетили магазины.

14.08.13

Прошли Колвицу без потерь. Завтра обнесем Черный порог и водопад, и выйдем в Белое море.

15.08.13

Наконец мы приблизились к цивилизации, и появилась связь. Информация за предыдущие дни будет позже. Сегодня у нас был сложный день. Сейчас сидим в ожидании ужина и не знаем, что больше хочется: есть или спать.
Ночь мы простояли рядом с поселком Колвица. Интернет предупредил нас, что в этих районах частые кражи. поэтому решили устроить ночные дежурства. Каждый должен был простоять на посту по часу. Испытание выдержали все, но утром ходили сонные. Ещё огорчило, что ночью пошёл дождь. Утром он не захотел прекращаться, так что собираться пришлось под дождём.

Пару часов обноса 5,5-метрового водопада, и мы снова на воде. Но утром так не хотелось носить вещи, что посещали мысли пустить их самосплавом.

После выхода на воду мы прошли пару метров и стали набирать воду, так как впереди нас ждало соленое Белое море. Конечно, не обошлось без копания морских червей, для предстоящих рыбалок.

Через пару часов дождь прекратился, но поднялся сильный попутный ветер. Обленившиеся туристы не упустили возможность поставить парус и выходить в открытые просторы на полных парусах. Обгоняя волны, 4 байдарки промчались за час 7 км. Но потом ветер стих и потянулись часы гребли, сопровождаемые перекусом и сникерсами. Казалось, что остановимся на стоянку мы сегодня в 5-звездочном отеле в Кандалакше. Все стали представлять ванную и мягкую кровать, но руководство за 3 км до мечтаний приказало останавливаться на стоянку.

Не успев выйти на берег, Некит и Александр Никитич кинулись на рыбалку. А сейчас дежурные бьют в тарелку - зовут на долгожданный ужин. А в это время рядом с байдарки лежит наловленная треска.

Всем вкусного ужина и добрых снов.

19.08.2013

Группа прибыла на станцию Калининград - Южный. В дороге потеряли только командора, который больше не мог выдерживать наше общество и поехал отдыхать и отогреваться на теплом южном солнце. Но через две недели обещал вернуться. Остальные же, провоняв весь поезд и отлежав бока на узких полках, вернулись наконец домой.

На станции нас радостно встречали родные близкие и друзья. Спасибо им огромное за теплый прием, и что дождались путешественников с Заполярья!

Группой в составе:

- Нестеренко - 2 штуки;

- Суляев;

- Качура;

- Зарубецкий;

- Голубев;

- Целиков;

- Моисеева.

Были покорены реки Умба и Колвица (3 к.с), а так же выловлено пару кило трески на берегах Белого моря.