VIII. Личностный рост в написании сочинения
дата | К1 (1) | К2 (5) | К3 (1) | К4 (1) | К5 (2) | К6 (2) | К7 (3) | К8 (3) | К9 (2) | К10 (2) | К11 (1) | К12 (1) | Итог (24) |
Названа проблема | Комментарий к проблеме | Позиция автора | Отношение к позиции автора | Цельность, последовательность | Точность, выразительность | орфография | пунктуация | грамматика | речь | этика | факт | ||
|
|
16
I. Критерии оценивания сочинения
I | СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ | |
К1 | Формулировка проблем исходного текста | |
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. | 1 | |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстрация из прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет. | 5 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстрацийиз прочитанного текста, важных для понимания проблемы. Дано пояснение к 2 приведённым примерам, ноне выявлена смысловая связь между ними, или выявлена смысловая связь между примерами, нодано пояснение только к одному примеру. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет. | 4 | |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, нодано пояснение только к одному примеру, смысловая связь между примерами не выявлена, илиэкзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрациюиз прочитанного текста, важный для понимания проблемы, и дал пояснение к нему. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментарии нет | 3 |
1
|
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, ноне пояснил их значение | 2 | |
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, ноне пояснил его значение | 1 | |
Примеры-иллюстрациииз прочитанного текста, важные для понимания проблемы, не приведены, илипроблема прокомментирована без опоры на исходный текст, илив комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные с пониманием исходного текста, илипрокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, иливместо комментария дан простой пересказ текста, иливместо комментария | 0 | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста | |
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет. | 1 | |
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована. | 0 | |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста | |
Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его | 1 | |
Экзаменуемый не выразил своего отношения к позиции автора текста, илиразмышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, илимнение экзаменуемого заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором») | 0 | |
II | РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ | |
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения | |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста. | 2 |
2
Проблема силы человеческого духа
Проблема памяти о прожитых испытаниях
Проблема героизма и самопожертвования
|
|
Проблема любви
Проблема способности к сочувствию
Проблема человеческих взаимоотношений
Проблема взаимоотношения личности и коллектива
Проблема самоотдачи в отношениях
Проблема преодоления эгоизма
Проблема подвига и долга
Проблема нравственного выбора человека
15
Проблема определения критериев героического
Проблема патриотизма
Проблема героической личности
Проблема роли личности в истории
Проблема выдающейся личности
Проблема отношения к прошлому своей родины
Проблема патриотизма как общезначимой ценности
Проблема объективной оценки исторических событий и личности
Проблема любви к родине
Проблема исторической памяти
Проблема войны и сохранения человеческого в человеке
Проблема чувства долга в годы войны
Проблема чувства самосохранения в годы войны
Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний
Проблема истинных ценностей на войне
Проблема нравственной оценки факта войны
Нравственно-этические проблемы
Проблема чести и совести
Проблема нравственных возможностей человека
Проблема истинной дружбы
Проблема памяти
Проблема ценности личности
Проблема проявления грубости
Проблема человеческого благородства
Проблема чести и достоинства
Проблема становления и крушения любви
Проблема человеческой памяти
Проблема отношения человека к своему делу
Проблема истинной любви и дружбы
Проблема чуткости и бездушия
Проблема одиночества
Проблема ответственности человека за свои поступки
Проблема совести
Проблема самоуважения
Проблема активной жизненной позиции
14
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, нодопущена одна логическая ошибка, и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, нодопущено более одной логической ошибки, и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
К6 | Точность и выразительность речи | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 | 2 | |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, НО прослеживается однообразие грамматического строя речи, ИЛИ работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, НО есть нарушения точности выражения мысли. | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. | 0 | |
III | ГРАМОТНОСТЬ | |
К7 | Соблюдение орфографических норм | |
орфографических ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
допущено не более 2-х ошибок | 2 | |
допущено 3–4 ошибки | 1 | |
допущено более 4-х ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм | |
пунктуационных ошибок нет (или 1 негрубая ошибка) | 3 | |
допущено 1–3 ошибки | 2 | |
допущено 4–5 ошибок | 1 | |
допущено более 5-и ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение языковых норм |
3
|
|
грамматических ошибок нет | 2 | |
допущены 1-2 ошибки | 1 | |
допущено более 2 ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм | |
допущено не более 1 речевой ошибки | 2 | |
допущены 2-3 ошибки | 1 | |
допущено более 3 ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм | |
этические ошибки в работе отсутствуют | 1 | |
допущены этические ошибки (1 и более) | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале | |
фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 | |
допущены фактические ошибки (1 и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом более 150 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается.
2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка);
К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок;
К8 – допущено одна – три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
4
Проблема взаимоотношения человека и мира
Проблема восприятия природы, её красоты
Проблема литературы, искусства, творчества, назначения писателя (поэта)
Проблема ответственности писателя перед соотечественниками
Проблема восприятия произведений искусства
Проблема назначения подлинного искусства
Проблема роли книги в становлении личности человека
Проблема соотношения человеческих качеств и творческой одержимости
Проблема назначения книги
Проблема сохранения человеческой культуры и духовной свободы общества
Проблема сохранения культуры и духовной свободы общества
Проблема вытеснения литературы
Проблема бережного отношения к книгам
Проблема нравственного долга писателя
Проблема роли литературы в духовной жизни современного общества
Социальные
Взаимоотношение человека и общества («квартирный вопрос», право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики)
Проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных
Проблема национализма
Проблема интеллигенции
Проблемы цивилизации
Проблема толерантности