В Республике Мордовия ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществлялось по единой технологии ведения Единого государственного реестра недвижимости, применяемой на всей территории Российской Федерации, и представляет собой последовательные действия по сбору, обработке, учету и хранению сведений об объектах недвижимости. ЕГРН функционирует на основе действующих федеральных законодательных актов и нормативно-правовых документов, регламентирующих процессы ведения кадастрового учета и формирования Единого государственного реестра недвижимости.
Организацию и контроль за ведением Единого государственного реестра недвижимости на территории Республики Мордовия осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
С 01.01.2017 года в соответствии с вступлением в действие Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав осуществляет орган регистрации прав – Управление Росреестра по Республике Мордовия.
|
|
В июле 2018 года произошел переход к ведению единого государственного реестра недвижимости во ФГИС ЕГРН. Несмотря на возникшие после перехода сложности в связи с низкой скоростью работы аппаратно-технологических систем и их ограниченным функционалом, средний фактический срок предоставления государственной услуги по государственной регистрации прав составил 4 дня (в 2017 – 4 дня).
Средний срок предоставления государственной услуги по предоставлению сведений о зарегистрированных правах - 1 день (в 2017 –1 день).
Целевые значения показателей целевых моделей «Регистрация прав собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» по средним фактическим срокам регистрации и постановки на кадастровый учет достигнуты.
Основными причинами приостановления и последующего отказа в совершении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав послужили:
-представление заявителем неполного пакета документов;
-несоответствие требованиям действующего законодательства представляемых документов, в том числе низкое качество подготовки кадастровыми инженерами технических и межевых планов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета;
Управлением проводятся комплекс мероприятий по снижению количества приостановлений и отказов.
В их числе:
1. Оперативное взаимодействия с заявителем и кадастровым инженером;
|
|
2. Взаимодействие с ОМС и ОГВ в целях повышения качества документов, представляемых для осуществления учетно-регистрационных действий;
3. Взаимодействие с МФЦ в целях повышения качества приема документов.
В части взаимодействия с кадастровыми инженерами осуществляется постоянный мониторинг ошибок кадастровых инженеров, допускаемых ими при подготовке межевых, технических планов, актов обследования; выявляются типовые нарушения. Систематизация ошибок по каждому кадастровому инженеру позволяет доводить информацию о допущенных нарушениях адресно, персонально до каждого инженера.
Взаимодействие с ОМС происходит посредством телефонной связи при рассмотрении заявлений, встреч, а также в профилактических целях посредством направления информационных писем.
Стоит отметить, что в 2018 году увеличено количество видов сведений, предоставляемых ОГВ и ОМС, необходимых для принятия решения о кадастровом учете и регистрации прав, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия.
Работа отделов Управления и специалистов филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия по организации и ведению Единого государственного реестра недвижимости находится под особым контролем и рассматривается как на совещаниях в Управлении Росреестра по Республике Мордовия, так и на совещаниях филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия.
Итогами работы по ведению единого реестра объектов недвижимости в Республике Мордовия с использованием технологии централизованного ведения кадастрового учета является создание единого реестра объектов недвижимости, содержащего сведения обо всех учтённых объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Мордовия и единого архива реестровых дел объектов недвижимости. Реализация данных мероприятий позволила осуществлять все кадастровые действия с объектами недвижимости в центральном аппарате органа регистрации прав, силами наиболее квалифицированных специалистов, что непосредственно отразилось на качестве кадастрового учета, а также привело к единообразию и экстерриториальности осуществления государственного кадастрового учета и предоставлению сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Сведения о количестве земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 31.12.2018 г., в том числе с разбивкой по категориям земель показаны в таблице 21:
Таблица 21
Сведения о количестве земельных участков, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 31.12.2018 г.
Категория земель: | Количество земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН (по состоянию на 31.12.2018 г.) | |
Всего | 441579 | |
Сельскохозяйственного назначения | 75036 | |
Населенных пунктов | 358318 | |
Особо охраняемых территорий и объектов | 112 | |
Лесного фонда | 1158 | |
Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения | 6513 | |
Запаса | 147 | |
Водного фонда | 115 | |
Категория отсутствует | 180 |
Общее количество земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде осуществлены учетные действия, представлено в таблице 22.
Таблица 22
Сведения о количестве земельных участков, прошедших
государственный кадастровый учет в отчетном периоде
Вид объекта недвижимости | Виды учетных действий | |||
постановка на учет | снятие с учета | учет изменений | внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости | |
Земельные участки | 2837 | 10511 | 20985 | 411 |
|
|
В таблице 23 представлены сведения о земельных участках, местоположение границ которых установлено/не установлено в соответствии с законодательством на конец отчетного периода.
Таблица 23
Сведения о земельных участках, местоположение границ
которых установлено/не установлено в соответствии с законодательством
Категория земель: | Количество земельных участков, сведения о которых содержатся в ЕГРН (по состоянию на 31.12.2018 г.) | из них: | |
местоположение границ которых установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства | местоположение границ которых не установлено в соответствии с требованиями земельного законодательства | ||
всего | 441579 | 167599 | 273980 |
Сельскохозяйственного назначения | 75036 | 15370 | 59666 |
Населенных пунктов | 358318 | 146978 | 211340 |
Особо охраняемых территорий и объектов | 112 | 100 | 12 |
Лесного фонда | 1158 | 636 | 522 |
Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения | 6513 | 4437 | 2076 |
Запаса | 147 | 10 | 137 |
Водного фонда | 115 | 45 | 70 |
Категория отсутствует | 180 | 23 | 157 |
Зарегистрированные права на земельные участки, включая право собственности и иные вещные права показаны в таблице 24.
Таблица 24
Сведения о количестве зарегистрированных прав
на земельные участки на конец отчетного периода
Наименование показателя | Зарегистрировано прав, ограничений прав, обременений объектов недвижимости, сделок | ||||||||
Всего | в том числе:
| ||||||||
Российской Федерации | Иностран ных государств | субъектов Российской Федерации | муниципальных образований | физических лиц | юридических лиц | ||||
Право собственности | 280 056 | 6 266 | 8 | 2 132 | 7 004 | 254 337 | 10 309 | ||
в том | право долевой собственности | 113 214 | 1 547 | 8 | 16 | 3 452 | 107 494 | 697 | |
право совместной собственноси | 1 533 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 533 | 0 | ||
Иные вещные права | Пожизненное наследуемое владение | 866 | 0 | 0 | 0 | 0 | 866 | 0 | |
Постоянное (бессрочное) пользование | 5 006 | 0 | 0 | 0 | 0 | 12 | 4 994 | ||
Сервитут | 23 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10 | 13 | ||
Ограничения прав, | Аренда | 31 178 | 1 226 | 0 | 287 | 29 043 | 267 | 355 | |
Ипотека | 8 647 | 3 | 0 | 13 | 93 | 5 373 | 3 165 | ||
Арест, запрещение | 1 301 | 0 | 0 | 0 | 4 | 1 156 | 141 | ||
Сервитут | 31 | 2 | 0 | 1 | 5 | 9 | 14 | ||
Безвозмездное срочное пользование | 72 | 3 | 0 | 2 | 66 | 1 | 0 | ||
Иные | 1 407 | 13 | 0 | 8 | 49 | 928 | 409 | ||
Сделки | 36 565 | 1 059 | 0 | 468 | 23 419 | 3 499 | 8 120 |
Количество зарегистрированных вещных прав на земельные участки с разбивкой по категориям земель представлено в таблице 25.
Таблица 25
Сведения о земельных участках
Наименование | Количество зарегистрированных вещных прав на земельные участки | ||||||||||
Всего | в том числе: | ||||||||||
право собственности | сервитут | постоянное (бессрочное) пользование | пожизненно наследуемое владение | ||||||||
Российской Федерации | субъектов Российской Федерации | Муниципаль ных образований | юридических лиц | физических лиц | Юридичес ких лиц | Физичес ких лиц | Юридичес ких лиц | физических лиц | физических лиц | ||
Сельскохозяйственного назначения | 49 246 | 348 | 300 | 5330 | 3098 | 40027 | 0 | 0 | 104 | 1 | 38 |
Населенных пунктов | 229 392 | 1431 | 1454 | 4181 | 5371 | 212992 | 13 | 9 | 3830 | 8 | 103 |
Особо охраняемых территорий и объектов | 95 | 23 | 12 | 15 | 10 | 4 | 0 | 0 | 31 | 0 | 0 |
Лесного фонда | 1 016 | 993 | 2 | 0 | 5 | 2 | 0 | 0 | 14 | 0 | 0 |
Промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения | 2 641 | 863 | 318 | 76 | 531 | 138 | 0 | 0 | 715 | 0 | 0 |
Запаса | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Водного фонда | 3 | 1 | 0 | 0 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Сведения о категории земель отсутствуют | 32 | 0 | 0 | 1 | 1 | 30 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2013 № 903 (ред. от 22.12.2016), а также согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30.11.2015г. № 2444-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований и границах населенных пунктов в виде координатного описания», Управление Росреестра по Республике Мордовия совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия особое внимание уделяет внесению в единый государственный реестр недвижимости границ населенных пунктов и границ территориальных зон, уточнению границ муниципальных образований на территории республики, а также внесению границ земельных участков, соответствующих требованиям, установленных законодательством
В отчетном году в Республике Мордовия активизирована работа по координатному описанию границ Республики Мордовия с соседними субъектами Российской Федерации Пензенской, Рязанской и Ульяновской областями. На первом этапе решены вопросы предварительного согласования прохождения данных границ. Сведения о границе между Чувашской Республикой и Республикой Мордовия в 1 полугодии 2018 года внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В настоящее время в ЕГРН содержатся сведения о границах 367 муниципальных образований (100% городских и сельских поселений). По состоянию на 01.01.2019 года в ЕГРН из 1260 населенных пунктов республики информация о границах внесена в отношении 218 населенных пунктов.
37% земельных участков, внесённых в ЕГРН, имеют координатное описание границ и соответственно уточнённые площади.
Одной из мер по исправлению сложившейся ситуации с границами земельных участков является проведение комплексных кадастровых работ, организация которых возложена на региональные и муниципальные органы власти. В рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта недвижимости (2014-2020 годы)», были предоставлены субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на проведение комплексных кадастровых работ на 2018 год. В отчетном году комплексные кадастровые работы проведены на территории четырех кадастровых кварталов промышленной зоны города Саранска. В настоящее время проводятся работы по внесению сведений о границах земельных участков, расположенных в этих кварталах. Комплексные кадастровые работы в республике проводились впервые. В отчетном году Управление принимало активное участие в разработке мероприятий по проведению комплексных кадастровых работ на территории республики на 2019 год. В настоящее время Правительством Республики Мордовия прорабатываются возможности проведения кадастровых работ на территории республики на последующие годы в больших объемах.
Участие нашей республики в этой программе обеспечит создание более качественной базы данных ЕГРН, что в свою очередь будет способствовать повышению качества территориального планирования, сокращению сроков осуществления кадастрового учета и регистрации прав и так далее.
Выполнение комплексных кадастровых работ позволит уточнить местоположение границ земельных участков и их площади, уточнить местоположение на земельных участках зданий, сооружений и объектов незавершённого строительства, права на которые зарегистрированы, обеспечить исправление кадастровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости, повысит качество данных, содержащихся в ЕГРН и создаст предпосылки для формирования достоверной и актуальной базы налогообложения.
В течение отчётного периода Управлением Росреестра по Республике Мордовия совместно с филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия регулярно проводились организационно-технические мероприятия, направленные на улучшение ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе мероприятия, связанные с развитием материально-технической базы органа регистрации прав. 65
В целях соблюдения требований действующего законодательства, регламентирующего порядок ведения ЕГРН и совершенствования действий должностных лиц, осуществляющих государственный кадастровый учёт объектов недвижимости, специалистами Управления Росреестра по Республике Мордовия проводились проверки деятельности филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Мордовия по исполнению отдельных полномочий органа регистрации прав. Обнаруженные недостатки в практике ведения ЕГРН своевременно устранялись.