Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Чтение с остановками

Тип стратегии: Текстовая

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-11 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам бу­дут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Предтекстовые вопросы:

Приходилось ли вам когда-нибудь идти в новую школу? Что вы при этом чувствовали? Как это происходило?

Название текста: «Первоклассник». Автор: Мария Дурикова. Кто главный герой текста?

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Мария Дурикова. Первоклассник

В один прекрасный день в начале нового учебного года в школу пришёл отец и направился прямо в кабинет директора.

— Вы примите моего сына в первый класс? Я уже обращался по этому вопросу в шесть школ, но туда его не приняли.

— А почему его не приняли? В чём дело? — спросил директор.

СТОП

1. Почему, по вашему мнению, мальчика нельзя записать в школу? В чём проблема? Почему вы так думаете? Теперь дочитайте до сле­дующей части, чтобы понять, в чём состоит проблема.

— Ну, мой сын слишком большой, он не может сидеть в классе.

— Так он может сидеть в коридоре.

— Он не помещается в коридоре, — ответил отец.

— Тогда мы посадим его в спортивном зале.

— Но он не поместится в спортивном зале, — с грустью ответил отец.

— Ну, тогда извините, дорогой отец, мы, видимо, тоже не сможем принять вашего сына, — ответил директор.

— Я понимаю ваши причины, но, пожалуйста, постарайтесь по­нять и мои причины, — защищался отец. — Вы понимаете, мой Павко — школьник и он должен ходить в школу. Кроме того, я не могу до­пустить, чтобы он не получил образования. И у меня нет денег, чтобы платить штраф.

СТОП

2. Вы учились? Как, по-вашему, чувствует себя Павко? А как чув­ствует себя отец? В какой стране происходит действие? Что, по-вашему, произойдёт дальше? Разрешит ли директор приходить Павко в школу? Если да, то где он будет сидеть в школе? Теперь про­читайте следующую часть текста, чтобы узнать, что случилось дальше.

Наконец, они согласились записать Павко в школу. Он будет си­деть в школьном дворе и смотреть в класс через окно, чтобы увидеть, как проходят все уроки. Когда наступит зима, Павко будет продол­жать сидеть в школьном дворе. На него наденут меховую шубу, а на ушах у него будут наушники, поскольку окна, естественно, будут за­крыты. Для того чтобы писать и рисовать, Павко сможет положить маленькую доску на колени.

На следующее утро Павко пришёл в школу. Сидя в школьном дво­ре, он нарочно переминался с ноги на ногу, и голова его достигала трубы на крыше. Когда дети видели Павко, они забегали в классы и выглядывали из окон. Павко Дебнарик заглядывал в окна. Он хотел узнать, в каком он классе. Изумлённые дети таращили на него глаза, но в целом вели себя тихо. А Павко? Он просто смотрел на них.

СТОП

4. Ну, что вы теперь думаете по поводу решения директора запи­сать Павко в школу? Выйдет ли из этого что-нибудь или нет? Поче­му «да» и почему «нет»? Что, по вашему мнению, подумают другие школьники о Павко? Что вы почувствовали, если бы за вашим окном в классе сидел великан? Что, по вашему мнению, чувствует Павко? Продолжаем читать.

Вдруг из окна первого этажа раздался девчачий голос:

— Ты из первого класса?

— Я? — спросил Павко и слегка нагнулся, чтобы увидеть, кто с ним разговаривает. — Да, я из первого класса, — кивнул он и улыбнулся этой смелой маленькой девочке.

У неё было круглое лицо, забавный маленький носик и тёмные волосы.

— Я тоже первоклассница, и меня зовут Ветка, — сказала девочка.

— Мне папа вчера читал сказку. В этой сказке рассказывалось о добром великане. А ты тоже добрый великан?

Павко Дебнарик снова кивнул, но сразу понял, что у него нет до­казательств того, что он добрый. Он поднатужился и начал думать. Ветка видела, как в его больших глазах мелькнула мысль.

СТОП

5. Как вы думаете, что теперь сделает Павко? Вы думаете, что он хороший великан или плохой? Как это можно доказать? Теперь до­читайте рассказ до конца, чтобы узнать, чем всё это закончилось.

Затем он поднял руку и коснулся леса. Когда он поднёс руку к зда­нию школы, стало видно, что в его руке находится белка. Он поднёс её к окну и передал Ветке.

— Белка! Какая прелесть! — закричала маленькая девочка. — А ты не найдёшь для неё шишку?

Павко Дебнарик снова протянул руку. Он дотянулся до вершины сосны, сорвал несколько шишек и показал их ребятам. Дети пришли в восторг. Они перестали его бояться. Страх исчез, потому что они узнали, что хотя Павко и был великаном, но он не причиняет вреда никому, даже белке.

Дети каждую перемену все вместе играли. Когда они играли в золо­тые ворота, Павко был воротами. Когда они играли в футбол, он был вратарём. Ему легко было быть вратарём. Он протягивал ладонь и за­крывал половину ворот. Затем он протягивал другую руку и закрывал все ворота. Ему только было жаль, что он не может играть в прятки. Он был всем сразу виден.

Вскоре дети перестали играть в прятки, потому что им было не ин­тересно играть без Павко Дебнарика.

Все дети хотели с ним дружить. Но его самым дорогим другом была, как вы знаете, круглолицая Ветка с забавным маленьким но­сиком и тёмными волосами. Та маленькая девочка, которая впервые с ним заговорила.

Мы должны добавить: Павко Дебнарик хорошо учился, и каждый день он получал пчёлку в своей школьной тетради (пчёлка в словац­ких школах эквивалент звёздочке в российских школах).

6. Что, по вашему мнению, чувствуют Павко и другие дети? Что сейчас чувствует отец Павко?

Вопросы для обсуждения:

— Павко сильно отличается от остальных детей. Как вы думаете, что он ощущал, будучи другим?

— Оказывались ли вы когда-нибудь в ситуации, когда вы отлича­лись от других людей? Как вы себя тогда чувствовали?

— Что вы думаете об этом рассказе?

— Какая проблема поставлена в этом рассказе? Что автор хотел сказать детям и взрослым?

Содержит ли эта история поучительный урок для вас? В чём он состоит? Почему вы так думаете?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: