Название стратегии: Чтение про себя с пометками
Тип стратегии: Текстовая
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Подробный алгоритм реализации стратегии:
А. Выберем одну из предтекстовых стратегий.
1. Мы будем читать отрывок из статьи С.Н. Плотникова «Что такое чтение?». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос (3 мин.).
2. Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими (5 мин.).
Б. Текстовая деятельность.
• Цель чтения — критический анализ текста статьи.
• Читайте и одновременно отмечайте:
++ соответствует тому, что знаю;
– противоречит тому, что знаю;
+ новое;
? надо обсудить.
• Прочитав статью, посмотрите на свои пометки. Сделайте индивидуальную таблицу и занесите туда всё то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).
++ | — | + новое | ? обсуждение |
• Работа в парах. Обсудите, какие положения текста соответствуют вашим представлениям? Что им противоречит? Что вы узнали нового? Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
|
|
• Групповое обсуждение. Обсудите содержание статьи. Что вам было известно? Что противоречит предшествующим знаниям? Что осталось неясным? Что было новым? Интересным? О чём вы хотели бы получить больше информации?
Комментарий: Если меняется цель чтения, другим станет и характер пометок. Например:
Поставьте следующие пометки у каждой основной мысли автора:
+ согласен; - не согласен;? нужно обсудить
Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:
С.Н. Плотников. Что такое чтение?
Почему чтение следует отнести к общенациональным проблемам, от состояния которых зависит будущее нации? Здесь есть, по крайней мере, два главных аспекта: образовательный и издательский, т.е. состояние читательской культуры народа и положение со всеми видами печатной продукции. Правда, в последнее время возник ещё один аспект — третий: влияние на чтение со стороны нового типа культуры — телевизионной. Переплетение этих аспектов создаёт комплекс проблем. В этой статье мы остановимся лишь на проблеме чтения книг.
Так что же такое чтение? Это жизнехранящая функция культуры. Это технология интеллектуального воспроизводства в обществе. Это коммуникативный посредник, живой диалог с современниками и ушедшими.
Зачем нужно человеку чтение, что оно даёт ему? Затем, что чтение — это созидательный процесс, сотворение человеком в самом себе новых качеств. А человеческие качества и есть главная проблема современного мира.
|
|
Человек читающий — Homo Legens — это другой человек, отличающийся в интеллектуальном развитии от нечитающего. Проведённые исследования в последнее десятилетие в ряде стран показали: читатели, в отличие от нечитателей, способны мыслить в категориях проблем, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений; более адекватно оценивать ситуацию и быстрее находить правильные решения; они имеют больший объём памяти и активное творческое воображение; лучше владеют речью: она выразительнее, строже по мысли и богаче по запасу слов; точнее формулируют и свободнее пишут; легче вступают в контакты и приятны в общении; обладают большей потребностью в независимости и внутренней свободе, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Как же это происходит? В отличие от восприятия таких видов культуры, как телевидение, видео и других, чтение — всегда труд, интересный, доставляющий удовольствие, радость, но труд. Надо потрудиться, чтобы научиться читать, и надо потрудиться, чтобы стать читателем. Именно труд, вложенный человеком в самого себя, и формирует в нём эти новые качества.
Так чтение выполняет ещё одну социально значимую функцию — создание культуры человеческих качеств.
Однако все эти процессы возможны лишь в определённых социальных условиях. Поэтому чтение ещё и очень чуткий, надёжный и даже универсальный индикатор состояния общества, и, прежде всего, отношения власти к культуре.
Так что же происходит с чтением сегодня?