Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)
Тип стратегии: Общеучебные
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Нарисуйте таблицу.
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
2. Прочитайте название текста и назовите его тему.
— Появление комет.
3. Вспомните всё, что вы знаете о кометах и их появлении.
Запишите слова в колонку «Знаю».
4. Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чём вы знали и забыли.
У вас может получиться следующее:
Знаю
Галлея
Движутся быстро
Астрономы наблюдают
Много примет
Исчезают
5. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения.
Например:
— Есть ли у комет траектория?
— Какая она?
— Как же движутся кометы?
— Почему же астрономы не могут предсказать их появление?
— Оправдываются ли приметы?
6. Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку.
|
|
7. Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса.
Обобщите всё, что вы узнали из текста, пользуясь своими записями в третьей колонке.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)
Тип стратегии: Общеучебные
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Когда у читателя остаются вопросы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные учащиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Граф-схемы «Кольца Венна»
Тип стратегии: Общеучебные
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Обучение графическому представлению текстов
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Ход работы:
Окружность Комета Толстая сигара
Солнце в середине Орбит Солнце на конце «Сигары»
Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:
Почему астрономы не могут предсказать появление комет?
Почему, пройдя иногда довольно близко от Земли, сверкнув на небе и заставив о себе много говорить (достаточно вспомнить знаменитую комету Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а порой и навсегда? Ведь все тела Солнечной системы движутся по строго определённым траекториям — орбитам. Или кометы исключение из этого правила?
|
|
Нет, не исключение. Но их траектории не такие, как у Земли или Луны, — они значительно более «вытянутые». Если орбита планеты — почти окружность, в центре которой Солнце, то орбита кометы по форме напоминает длинную толстую сигару, на самом кончике которой расположено Солнце. Двигаясь по орбите, кометы проходят очень близко от Солнца — в десятки и сотни раз ближе Меркурия. Затем отдаляются на гигантские расстояния, порой всего лишь в несколько раз меньшие, чем расстояние до ближайших звёзд! Чтобы совершить оборот по такой вытянутой орбите, комете требуются тысячи и даже миллионы лет.
Следовательно, кометы, которые можно будет наблюдать в ближайшие годы, предстанут перед глазами астрономов впервые — раньше они появлялись так давно, что даже в древнейших рукописях о них нельзя найти никаких упоминаний. Поэтому нет ничего удивительного, что астрономы не в состоянии предсказать их появление.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Обзор словаря
Тип стратегии: Развитие словаря
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Обучение умению соединять тематический принцип и индивидуальный ключ запоминания
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Слова | Объяснение | Ключ |
предчувствие | чувство, что что-то | грозовые облака |
может случиться | перед грозой | |
жуткий | пугающий, странный | ночью |
Ключом к запоминанию может быть рисунок, объяснение, синоним, образ, пример и т.д.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии: Словарная игра «Аналогия»
Тип стратегии: Развитие словаря
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Целенаправленная работа со словом
Подробный алгоритм реализации стратегии:
1. Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово.
Машина относится к дороге, как поезд к....................................................
2. Составьте свои предложения.
Описание cтратегии смыслового чтения
Название стратегии:
Тип стратегии: Развитие словаря
Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.
Класс / возраст: 5-9 кл.
Количество учеников: 25 чел.
Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Нам скоро встретится слово... Попробуем его угадать, расширяя контекст.
— Оно крепкое, серебряного цвета.
— Оно чаще всего изготавливается из железа.
— У него есть плоское основание для ноги.
— Оно находится на лошади.
Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади. (Слово «стремя».)
Учебная текстология
В приложении
Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой
Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее используется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения.
Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторинга является функцией учителя-методолога или методиста чтения.
Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где отправной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стандартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с информацией». В них указываются универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов.
Цель и задачи впечатляют.
Пока же приведём более ориентированный на практику набор дескрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе.
Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению.
Первая группа ориентирована на проверку общего понимания содержания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения.
Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы.
Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста.
Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста.
Таблица 1
Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений
«Мониторинг чтения»
Цель данной стратегии — определение качества чтения. Ход работы: Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм. Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам. Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий. Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, включающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения: 98—100 баллов — высокий уровень. 91-97 баллов — высокий средний уровень. 75-90 баллов — средний уровень. 61-74 балла — низкий средний уровень. 51-60 баллов — низкий уровень. Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3. Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания. Предтекстовая информация: Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, которые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2). Таблица 2 |