1. Категория читателя:
- Читаю книги постоянно (01).
- Читаю две и больше книг в месяц (02).
- Читаю 1-2 книги в полгода (03).
- Не удаётся читать (04).
2. Социальный статус:
- Пол.
- Возраст.
- Образование.
- Род занятий.
- Место жительства.
- Количество книг в домашней библиотеке.
3. Какие из прочитанных в этом году книг вам понравились больше всего?
- Детективы.
- Фантастика, приключения.
- Зарубежная классика.
- Современная отечественная художественная литература.
- Современная зарубежная художественная литература.
- Исторические романы.
- Русская классика.
- Книги русского зарубежья.
- Поэзия.
- Философия.
- Профессиональная литература.
- Садоводство, кулинария.
- Справочники, словари.
- Мемуары.
- Научно-популярная литература.
- Женский роман.
4. Назовите 4-5 авторов понравившихся книг.
Как я читаю?
(Компетенции чтения)
Параметры | 1 | 2 | 3 | 4 |
А | Беглое и гибкое чтение про себя текстов из разных источников с полным пониманием. | Достаточно беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошимпониманием. | Самостоятельное беглое и гибкое чтение текстов своего уровня из разных источников с хорошим пониманием затруднено. | Угадывание значений слов, непонимание текста при трудностях техники чтения в случае самостоятельного чтения текстов своего уровня. |
Б | Точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий его основную мысль и основные положения, важные детали, представ - ленные в тексте и подтексте, выдвижение обоснованных гипотез о содержании текста. | Достаточно точный, полный и грамотный пересказ текста, включающий основную мысль, почти все основные положения и детали, изложенные в тексте, некоторые детали подтекста; возможна контекстуальная догадка. | Пересказ, включающий некоторые положения текста и детали, изложенные в тексте, но нет логической схемы изложения от общего, важного, к частному, возможно отрывочное понимание подтекста; контекстуальная догадка, угадывание и фантазирование. | Воспроизведение отдельных положений текста без их организации, без разделения на основное и второстепенное, без понимания подтекста; контекстуальная догадка подменяется угадыванием и фантазированием. |
В | Ясное и уверенное разделение фактов и мнений, реальности и фантазий. | Разделение фактов и мнений, реальности и фантазий. | Трудности при разделении фактов и мнений. | Нет разделения между фактами и мнениями. |
Г | Беглое выразительное, чёткое, фонетически и коммуникативно-грамотное чтение вслух. | Беглое, фонетически и коммуникативно-близкое к грамотному, чтение вслух. | Медленное чтение, с коммуникативными ошибками, которые иногда исправляются самостоятельно с нескольких попыток. | Медленное чтение вслух с большим количеством ошибок, которые не исправляются самостоятельно. |
Д | Самостоятельный поиск информации в различных источниках поисковое чтение для извлечения информации. | В большинстве случаев осуществляется поиск информации с помощью чтения. | Может осуществляться поиск с посторонней помощью, требуется напоминать о том, что скорость и виды чтения меняются в зависимости от его цели. | Не умеет работать с разнообразными источниками информации, не знает, какую информацию и как извлекать, не умеет читать по-разному в зависимости от разных целей чтения. |
Е | Увлечённый читатель, который предпочитает проводить свободное время за чтением. | Читает при необходимости, иногда для себя в свободное время. | Читает, когда «надо», для себя в свободное время не читает. | Плохо читает про себя, избегает чтения. |
Педагоги анализируют своё качество чтения по следующим параметрам: чтение про себя (А), пересказ и интерпретация (Б), разделение фактов и мнений (В), чтение вслух (Г), поисковое чтение и информационная грамотность (Д), качества читателя (Е).
|
|
|
|
Составив карту качества своего чтения (например, А1, В2, ВЗ, Г1, Д2, Е1), читатель знакомится с различными уровнями чтения и понимает, что является хорошим читателем, если достиг высшего и среднего уровней.
1 | 2 | 3 | 4 |
Высший уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
В дальнейшем учителя могут использовать эту таблицу для наблюдения за качеством чтения своих учащихся. Материалы впоследствии включаются в первый раздел «Портрет» Рабочего Портфеля (Portfolio).
Мы разделяем точку зрения Джона Дьюи, что рефлексивная запись важных положений является «сердцем» интеллектуальной организации и дисциплины ума. Поэтому в «Школе педагогического мастерства» педагоги собирают свой «Портфель-отчёт», который включает пять разделов: «Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Мои достижения», «Рефлексия и планы».
Раздел «Портрет» — это своего рода визитная карточка автора, который предстаёт перед нами и как читатель, и как педагог. В разделе «Коллектор» собираются материалы, получаемые извне. Работа над тем или иным заданием размещается в разделе «Рабочие материалы». Лучшие работы войдут в раздел «Мои достижения». Туда же попадут и работы учащихся.
«Портфель», по мнению П.Я. Гальперина, становится для педагога «материализованной формой процесса усвоения», протоколом, летописью, дневником обучения, его оценкой собственной деятельности и профессиональной подготовки, апробацией извлеченного материала в реальном учебном процессе или другой социальной практике.
Войти|Последняя активность сайта|Пожаловаться|Печать страницы|На основе Google Сайтов
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин).
Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова).
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
|
|
Понятие смыслового чтения
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т.е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель «возьмёт» из текста ровно столько, сколько он способен «взять» на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии. Смысловое чтение позволяет освоить как науч- ные, так и художественные тексты.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Осмысленное чтение связано с пониманием
Что такое «смысл»?
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т.п. Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая определяется данной ситуацией, данным контекстом.
|
|
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение». Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова является об ъективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»– это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации».
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте.
Способы смыслового чтения
Аналитический, или структурный. В этом случае читатель идёт от целого к частному. Цель такого чтения — понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Синтетический, или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа — выявить, какие задачи поста- вил автор в этом тексте и каким образом и на- сколько решил их.
Критический, или оценочный. Цель этого способа — оценить авторский текст и решить, согласен ли с ним читатель.
Основные этапы смыслового чтения