Согласно определению Козиной Елены Фёдоровны кандидата педагогических наук Московского городского педагогического университета, виртуальные экскурсии – это новый эффективный презентационный инструмент, с помощью которого возможна наглядная и увлекательная демонстрация любого 11 реального места широкой общественности – будь то страна, город, национальный парк, музей, курорт, производственный объект и т.д.
Галина Николаевна Аквилева кандидат педагогических наук под виртуальной экскурсией понимает организационную форму обучения, отличающуюся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.
Елена Викторовна Александрова, кандидат педагогических наук считает, что виртуальная экскурсия – это форма обучения, сочетающая рассказ учителя с демонстрацией наглядного материала: фотографий, репродукций, видеофрагментов, аудиозаписей. В современных условиях виртуальная экскурсия может быть представлена как слайд-шоу с помощью компьютерных технологий. В её работе определяются учебные виртуальные экскурсии в школе как образовательные и воспитательные, цели которых открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине.
|
|
Экскурсия подразделяется на два вида: учебная и школьная. Экскурсия учебная – форма организации позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. Экскурсия для школьников – это форма работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. Экскурсии являются эффективной формой организации учебной деятельности, но их проведение вызывает много трудностей. Во-первых, изучаемый объект не всегда находится в пределах досягаемости. Очень часто нет возможности «добраться» до него с младшими школьниками. Во-вторых, школа работает по строгому расписанию. На урок по каждому предмету отводится 45 минут (1 класс-35 минут). Провести экскурсию за это время не всегда удаётся. На это может понадобиться два часа и больше, что срывает 12 уроки по другим предметам. В-третьих, на экскурсии труднее организовать занятия детей и поддерживать дисциплину, чем в классе. Еще один фактор это не подходящая погода. Для экскурсии приходится выбирать день с хорошей погодой. Из-за плохой погоды срывается назначенная экскурсия. Даже если экскурсия состоялась, не всегда удается увидеть те объекты живой природы, которые запланировали (животные, леса, луга, водоема).
|
|
Владимир Георгиевич Маранцман, доктор педагогических наук, исходя из принципа наглядности в обучении, отмечал, что виртуальная экскурсия «… позволяет остановить путешествие в тот момент, когда в классе возникает потребность обдумать увиденное. В виртуальной экскурсии легче, чем при просмотре фильма (мелькание кадров фильма мешают ученику обстоятельно размышлять, его внимание сосредоточено на том, чтобы видеть), объединить восприятие нового материала и его оценку учениками. Процесс обучения становится более живым и непосредственным». Отличие виртуальной экскурсии от традиционной представлены в таблице:
Экскурсия | Традиционная | Виртуальная |
Место проведения | Природные сообщества, промышленные предприятия | Кабинет, лекционный зал |
Доступность объектов для наблюдения | Не все доступны | доступны |
Затраты времени на проведение | Длительность включает дорогу до места и обратно | Не нужно покидать своего места |
Формирование навыков общения с живой природой | Предоставляет широкие возможности | Отсутствует полностью |
Возможность многократного воспроизведения условий наблюдения | отсутствует | Виртуальной экскурсией можно пользоваться многократно |
Степень активности, подвижности детей | высокая | Низкая (нужны динамические паузы) |
Зависимость от погодных условий | высокая | Не зависит от погодных условий |
Представить информацию можно с помощью мультимедийной технологии. Мультимедиа – это синтез информации цифрового характера (тексты, графика, анимация), аналоговой информации визуального отображения (видеоизображения, фотографии, картины) и аналоговой информации звука (речь, музыка и другие звуки). Использование виртуальных экскурсий позволяет выполнить практическую часть образовательной программы в полном объеме.
Елена Сергеевна Квашнина, учитель русского языка и литературы из Екатеринбурга выделяет 3 способа проведения виртуальной экскурсии:
1. Интерактивные экскурсии (путешествия по городам, музеям, выставкам и т.п. при помощи сети Интернет);
2. Мультимедийные экскурсии (путешествия, осуществляемые при помощи заранее подготовленных образовательных мультимедийных ресурсов, например презентаций, выполненных в PowerPoint);
3. Путешествия в виртуальную реальность (экскурсии, осуществляемые при помощи информации в городах, музеях, через виртуальную экскурсию созданные в PowerPoint, Ucoz и т.д.).
Преимущества экскурсии: 1. Доступность – возможность осмотра достопримечательностей всего мира без больших материальных и временных затрат «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». 2. Возможность использования в любое время. 3. Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.