2.1. Диагностика уровня знаний учащихся 2 класса
МАОУ СОШ №16 р.п.Приютово.
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных задач мной
была проведена экспериментальная работа на базе муниципального
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа
№ 16 р.п.Приютово муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан.
Исследование проводилось во 2 а классе, где обучаются 27 человек.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
констатирующий;
формирующий;
контрольный.
Констатирующий этап. Этот эксперимент проводился в октябре 2017 года
и ставил своей задачей изучение начального состояния на практике
изучаемого явления, уровня знаний и умений членов классного
коллектива; оценка состояния самих участников педагогических действий;
изучение реальной практики по решению выявленной проблемы; выбор
конкретных методик оценки начального состояния экспериментального
объекта.
Целью констатирующего этапа исследования является мониторинг уровня
|
|
знаний учащихся 2 а класса по окружающему миру.
Для констатирующего этапа были использованы такие методы, как:
Методика «Профиль» (Карта интересов А. Голомшток в
модификации Г. Резапкиной (выявление отношения к различным
направлениям деятельности);
Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас
.
бытовых знаний" (2 класс);
Анкета на определение уровня знаний школьников 2 класса;
.
Устный опрос учащихся с целью выявления уровня отношения к
.
предмету «Окружающий мир»;
Изучение документации учебных заведений. В качестве материала
.
использовались личные дела учащихся, дневники и т.д.
Для того чтобы проанализировать результаты констатирующего
эксперимента, необходимо разработать критерии и уровни – это признаки,
на
основании
которых
производится
оценка,
определение
или
классификация чего-либо.
В
диагностике
критерием
является
переменная
величина,
принимающая разные значения для различных случаев или для различных
моментов времени в рамках одного случая. Критерии дают возможность
судить о состоянии объекта диагностики.
Характеристика
экспериментального
класса:
в
данном
классе
обучается 27 человек. Класс занимается по программе «Школа России». В
классе есть учащиеся, отличающиеся высокой работоспособностью и
активностью на уроках, есть ученики, которые средне активны на уроках,
редко участвуют в обсуждении новой темы. В классе также есть дети,
которые не участвуют в коллективной работе, не поднимают руку, чтобы
отвечать на вопросы. Класс занимается по учебникам второго класса в
|
|
двух частях. Задания выполняются в рабочих тетрадях с печатной основой,
которые систематически проверяются.
Для того чтобы проанализировать результаты, были разработаны
следующие критерии и уровни (см. Таблица 2.1).
Таблица 2.1
Критерии и уровни
Уровни
Критерии
Высокий
Средний
Низкий
Эмоционально-
Эмоционально
Эмоции не всегда
Неадекватность
26 мотивационный
адекватен,
соответствует
эмоций. Неадекватное
(сопереживание
ситуациям.
реагирование на
другим, понимание
события.
другого).
У детей есть
Учащиеся успешно
Низкая мотивация.
познавательный
справляются с
Эти дети на уроках
мотив, стремление
учебной
часто занимаются
наиболее успешно
деятельностью.
посторонними
выполнять все
Познавательные
делами, испытывают
предъявляемые
мотивы у таких
серьезные
Когнитивный
школьные требования.
Ученики четко
следуют всем
указаниям учителя,
добросовестны и
ответственны
Учащиеся успешно
справляются с
учебной
деятельностью.
Познавательные
мотивы у таких
детей сформированы
затруднения в
Ученики четко
в меньшей степени,
учебной деятельности.
следуют всем
и учебный процесс
указаниям учителя,
их мало привлекает.
добросовестны и
ответственны
Активен,
Средняя активность.
Пассивность,
Деятельностный
инициативен.
безразличие.
Инструкция проведения методики «Профиль» (Карта интересов
А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной) (см. Приложение 1):
Предложенные вопросы касаются отношения учеников к различным
направлениям деятельности. Если испытующим нравится делать то, о чем
говорится в опроснике, то в бланке ответов рядом с номером вопроса
необходимо поставить знак «плюс», если не нравится – «минус».
Обработка и интерпретация результатов теста:
Десять колонок в бланке – это десять возможных направлений
профессиональной деятельности:
- физика и математика;
- химия и биология;
- радиотехника и электроника;
- механика и конструирование;
- география и геология;
- литература и искусство;
- история и политика;
- педагогика и медицина;
- предпринимательство и домоводство;
- спорт и военное дело.
2 Низкий 6 22
Средний 14 52
высокий 7 26
Анкетирование на определение уровня знаний учащихся (Приложение 3).
Цель его проведения - выявить уровень знаний учеников
экспериментального класса. Была разработана анкета, которая состояла из
15 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Интерпретация результатов теста (см. таблицу 2.4):
22 - 25 баллов – высокий уровень
21 – 11 баллов – средний уровень
10 баллов и менее – низкий уровень.
Таблица 2.4.
Результаты анкетирования (констатирующий этап)
Уровень Количество учеников %
Низкий 8 30
Средний 15 56
высокий 4 14
С целью выявления уровня сформированности умения наблюдать и
наблюдательности у детей экспериментального класса была проведена
диагностическая методика выявления уровня развития умения наблюдать
Л. И. Буровой (Приложение 4). Уровень сформированности умения
наблюдать определяется по следующим показателям:
1. Умение целенаправленно подчинять своё восприятие природы
соответственно поставленной задаче;
2. Полнота наблюдения (разносторонность рассмотрения свойств и
состояний объекта или явления);
3. Планомерность (определённая последовательности рассмотрения
объекта или явления);
30
4. Тонкость (умение подмечать малозаметные компоненты объекта);
5. Интерпретация (осмысление воспринятого в свете прежнего
субъектного опыта);
6. Саморегуляция (отношение к наблюдаемому и оценка своей
деятельности).
Учащимся были предложены следующие задания: (Приложение 6)
Обработка результатов:
Задание № 1 - максимум 2 балла.
|
|
Задание № 2 - максимум 2 балла.
Задание № 3 - максимум 4 балла.
По результатам выполнения трех заданий мы определили следующие
уровни сформированности умения наблюдать:
Высокий уровень - 7 - 8 баллов: учащиеся самостоятельно ведут
целенаправленное восприятие, дают полную характеристику
наблюдаемого объекта, наряду с существенными показателями подмечают
малозаметные компоненты, наблюдается интерес в продолжение
наблюдения.
Средний уровень - 5 - 6 баллов: для учащихся характерно
целенаправленное восприятие, наблюдения ведутся многими органами
чувств, учащиеся подмечают малозаметные компоненты наблюдаемого
объекта, характерно осмысление наблюдаемого в свете субъектного опыта,
интерес не пропадает в течение всего наблюдения.
Низкий уровень - 3 - 4 балла: учащиеся выделяют основные черты объекта,
но часто несущественные, не могут самостоятельно вести наблюдение, но
помощь учителя воспринимают охотно, характеризуют объект наблюдения
при постановке дополнительных вопросов.
Очень низкий уровень - 0 - 2 балла: учащиеся не могут следовать задаче
наблюдения, легко меняют установку наблюдения, отвлекаются на яркие
признаки, восприятие слабо дифференцированное и бедное, выделяют
только несколько броских признаков, чаще воспринятых зрением;
31
интерпретация выражена слабо, не могут увязать наблюдаемое с
субъектным опытом без помощи учителя; отношение к наблюдаемому
чаще нейтральное или положительное, но интереса к собственной
деятельности не проявляет.
Результаты методики выявления уровня развития умения наблюдать
(констатирующий этап) представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5.
Результаты методики выявления уровня развития умения наблюдать
(констатирующий этап)
№ п/п Список учеников Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Результат
(кол-во
баллов)
Результат
(уровень)
1. Архипов Иван 1 1 3 5 С
2. Багапов Богдан 2 2 4 8 В
3. Беседина Виктория 2 2 3 7 В
4. Бояров Радомир 1 1 2 4 Н
5. Васильев Илья 1 1 3 5 С
6. Габдрафиков Тимур 2 2 3 7 В
7. Давыдов Станислав 1 1 2 4 Н
|
|
8. Евстафьева Анастасия 1 2 2 5 С
9. Ефремов Никита 1 1 2 4 Н
10. Заграпова Ольга 1 1 2 4 Н
11. Ибрагимова Милена 2 2 4 8 В
12. Кирсанов Богдан 2 2 3 7 В
13. Корнилова Дарья 2 2 4 8 В
14. Кузьмин Илья 2 2 4 8 В
15. Кузьмина Алина 1 1 3 5 С
16. Матвеева Карина 2 2 3 7 В
17. Никифорова Виктория 2 2 4 8 В
18. Павлова Екатерина 1 1 2 4 Н
19. Пашина Татьяна 1 1 2 4 Н
20. Рахимова Дана 2 2 3 7 В
21. Факиева Элина 1 2 2 5 С
22. Хазиев Искандер 2 2 4 8 В
32
23. Ханнанова Гульназ 2 1 3 6 С
24. Цуркан Екатерина 0 1 2 3 Н
25. Шаяхметов Марсель 2 2 3 7 В
26. Щербаков Даниил 0 1 2 3 Н
27. Яковлева Анастасия 1 1 3 5 С
Формирующий этап.
После получения результатов в ноябре – декабре 2017 года был проведен
формирующий эксперимент с целью повышения уровня знаний учеников
посредством проведения дидактических игр.
Формирующий эксперимент играет основную роль в педагогическом
исследовании. Организуется он на основе предварительного изучения
состояния проблемы и анализа результатов констатирующего
эксперимента. В процессе формирующего эксперимента исследователь
производит корректировку выдвинутой гипотезы и организует ее проверку
в экспериментальном классе, вводя в образовательный процесс новый
(экспериментальный) фактор.
2.2. Испoльзовaниe дидaктичecких игp нa уpoках oкружaющeго
Миpa во 2 классе
Сущность формирующего эксперимента сводилась к следующему:
дидактические игры как средство повышения уровня знаний включались в
различные этапы уроков.
При подборе дидактических игр для уроков окружающего мира во 2 классе
учитывались:
наглядно-действенный характер мышления младшего школьника;
соответствие полноценному всестороннему развитию детей, их
познавательным способностям.
33
При проведении уроков в разделе «Природа» на разных этапах урока
применялись кроссворды. Например: