После формирующего эксперимента, в январе 2018 года, был проведен
контрольный эксперимент, целью которого явилось выявление повышения
уровня знаний младших школьников. В контрольном эксперименте были
использованы такие же методы, которые анализировались по тем же
критериям в констатирующем эксперименте.
Контрольный эксперимент включает описание результатов
осуществления экспериментальной системы мер; характеристику условий,
при которых эксперимент дал благоприятные результаты; указания границ
применения проверенной в ходе эксперимента системы мер. В задачи
эксперимента входило следующее:
- выявить результативность системы игр;
- способствовать повышению учебного интереса к уроку окружающего
мира;
44
- провести данные виды дидактических игр в экспериментальном классе.
Дидактические игры проводились как в начале урока, чтобы привлечь
внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала,
так и в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был
|
|
посвящен целый урок.
Результаты всех проведенных экспериментов отражены в таблицах
2.6. – 2.10. и на рисунках 2.1.- 2.3.
Таблица 2.6.
Результаты методики «Профиль» (контрольный этап)
Критерии Уровни
Кол-во
обучающихся, %
Высокий 28
Эмоционально-мотивационный Средний 62
Низкий 10
Высокий 57
Когнитивный Средний 38
Низкий 5
Высокий 43
Деятельностный Средний 52
Низкий 5
Таблица 2.7.
Динамика уровня познавательной активности, в %
Экспериментальный класс
Критерии Уровни
до после разница
Высокий 24 28 4
Средний 48 62 14
Эмоционально-
мотивационный
Низкий 28 10 -18
Высокий 43 57 14
Когнитивный Средний 47 38 -9
Низкий 10 5 -5
Высокий 33 43 10
Деятельностный Средний 52 52 0
Низкий 15 5 -10
45
Как можно видеть, количество учеников со средним и высоким
уровнем познавательной активности увеличилось, а количество
обучающихся с низким уровнем – уменьшилось.
Таблица 2.8.
Результаты проведения методики "Общая ориентация детей в окружающем
мире и запас бытовых знаний" (контрольный этап)
Уровень Количество учеников %
Низкий 3 11
Средний 11 41
высокий 13 48
Рисунок 2.1.
Динамика уровня общей ориентации детей в окружающем мире и запаса
бытовых знаний
Повторное анкетирование на определение уровня знаний учащихся
показало, что уровень знаний учеников экспериментального класса
повысился. Результаты представлены в таблице 2.9.
Таблица 2.9.
Результаты анкетирования (констатирующий этап)
Уровень Количество учеников %
46
Низкий 5 18
Средний 14 52
высокий 8 30
Рисунок 2.2.
Динамика уровня знаний обучающихся
Таблица 2.10.
Результаты методики выявления уровня развития
|
|
умения наблюдать (контрольный этап)
№ п/п Список учеников Задание
№1
Задание
№2
Задание
№3
Результат
(кол-во
баллов)
Результат
(уровень)
1. Архипов Иван 1 2 4 7 В
2. Багапов Богдан 2 2 4 8 В
3. Беседина Виктория 2 2 3 7 В
4. Бояров Радомир 1 2 3 6 С
5. Васильев Илья 1 1 3 5 С
6. Габдрафиков Тимур 2 2 3 7 В
7. Давыдов Станислав 2 2 2 6 С
8. Евстафьева Анастасия 1 2 2 5 С
9. Ефремов Никита 2 1 2 5 С
10. Заграпова Ольга 1 2 2 5 С
11. Ибрагимова Милена 2 2 4 8 В
12. Кирсанов Богдан 2 2 3 7 В
13. Корнилова Дарья 2 2 4 8 В
14. Кузьмин Илья 2 2 4 8 В
47
15. Кузьмина Алина 1 1 3 5 С
16. Матвеева Карина 2 2 3 7 В
17. Никифорова Виктория 2 2 4 8 В
18. Павлова Екатерина 1 1 2 4 Н
19. Пашина Татьяна 1 1 2 4 Н
20. Рахимова Дана 2 2 3 7 В
21. Факиева Элина 1 2 2 5 С
22. Хазиев Искандер 2 2 4 8 В
23. Ханнанова Гульназ 2 2 3 7 В
24. Цуркан Екатерина 1 1 2 4 Н
25. Шаяхметов Марсель 2 2 3 7 В
26. Щербаков Даниил 1 1 2 4 Н
27. Яковлева Анастасия 1 2 3 6 В
Рисунок 2.3.
Динамика уровня развития умения наблюдать Л. И. Буровой
Из полученных результатов видно, что результаты констатирующего
и контрольного эксперимента не совпадают, что свидетельствует об
эффективности проведенных занятий.
С помощью проведения дидактических игр на уроках повысился уровень
знаний младших школьников. Дети стали больше поднимать руки и
48
отвечать на уроке, с охотой высказывают свое мнение, с интересом
выполняют домашнее задание.
Выводы по главе II.
Исходя из результатов, полученных в ходе проведения
экспериментальной работы по теме исследования, можно сделать вывод,
что дидактические игры, проводимые во 2 а классе, помогли при
проведении работы по повышению уровня знаний обучающихся и
доказали эффективность применения данного вида деятельности на уроках
окружающего мира. Дети стали более активно и заинтересованно работать
на уроках. Даже пассивные ученики стали чаще поднимать руку,
включаться в общий ход урока. Детям очень понравилось соревноваться,
что, в сою очередь, привело к развитию познавательного интереса. Ведь,
чтобы победить соперника, необходимо знать больше, чем он. А для этого
следует использовать дополнительные источники знаний, что способствует
формированию умения работать с различными источниками информации и
повышает уровень знаний обучающихся.
Педагогу, который использует на уроках дидактические игры, становится
легче работать с учениками – в этом виде игровой деятельности даже
слабоуспевающий ученик не боится отвечать, хоть и не всегда знает
правильный ответ.__7