Этноним «тур» впервые упоминается в «Авесте» (I тыс. до н. э.). Туранцами называли саксов, массагетов, кушан, эфталитов и др. восточноиранские народы. В иранских источниках саки назывались «турами с быстрыми конями». Как в древности могло звучать звучать единственное и множественное числоот турма? Тур — вид диких крупных быков с большими толстыми рогами.
Буй Тур — хвалебный эпитет, могучий; первоначально: рослый, могучий бык.
Буй Тур Всеволод — это не образное сравнение князя с быком — туром, а точнее определение того, кем Всеволод был — воином-всадникоми командиром туром.
Как толкуется упоминание о Болване Тмутараканском?
«Див кличет вверху древа, велит послужити земле незнаеме Веязе, Поморию (Аральскому), и Посулию (побережью Сулы), и Сурожу, и Корсуню и тебе, Тмутараканский болване». Исследователи «Слово о полку Игореве», переводя и приурочивая эти имена к той или другой местности, затруднялись дать объяснение последнему слову: обыкновенно его переводили словом «идол» и дажедля объяснения его происхождения призвали памятник царицы Коморозии (в виде каменного пьедестала). Другие полагали, что это каменная половецкая баба; третьи желали видеть в нем Тмутараканский камень, и, наконец, профессор Иловайский переводит: Тмутараканский пролив (под которым разумеется Тмутараканское побережье), исходя из древнего значения «болвана» - в смысле волны, что с польского означает чурбан и волну.
|
|
Какие четыре солнца имеются ввиду: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыти четыре солнца»?
Солнце всегда было символом княжеской власти на Руси, достаточно вспомнить вполне реальное, а не литературное прозвище Владимир Красное Солнышко. Вот и автор «Слова» отождествляет с солнцами четырех русских князей — Игоря, Всеволода, Святослава, племянника Игоря, и сына Игоря Владимирова. Князья, чтобы укрепить свою власть, чтобы возвеличить себя, старались внушить людям, что являются потомками бога Солнца. В «Слове о полку Игореве» дедом славян выстцпает бог солнца Даждьбог. Воины названы именно солнцем, т. е. добром, идущим на борьбу с тьмою и злом — половцами, — которые здесь показаны негативными, темными тонами.
Солнечноезатмение предрекает неудачу походу Игоря, обещает затмить князя — солнце черной тенью врагов. Когда Игорь терпит жестокое поражение и оказывается в плену, тень закрывает два солнца — Игоря и Всеволода, князей, которые слишком спешили поделить славу на двоих, не дожидаясь подмоги. Однако, Игорь спасается, солнце вновь сияет на небосводе.
Какая река названа Каялой? И почему?
Каяла — имя нарицательное, а не собственное, и оно было дано автором «Слова» реке, носящей какое-то иное географическое наименование. Впервые предложения о том, что под Каялой нужно подразумевать не географическое название реки, а нарицательное имя, производное от глагола «каяти», было высказано Н. Грамматиным. П.П.Вяземский также считал, что Каяла — название символическое, он сравнивал его с названием рки бедствий в финском эпосе — Калари.
|
|
Первые издатели «Слова» первели это место так: «Там немцы и венециане, там греки и моравцы воспевают славу Святославу и охуждают князя Игоря, погрузившего силу на дно Каялы...».
Вдальнейшем переводчики передовали этот глагол по-разному: одни как «жалеть», другие как «осуждать». Глагол «каяти», очевидно, как и синонимичный ему глагол «жалеть», употреблялся в древнерусском языке в значении — оплакивать; причитать над умершим.
Образование от глагола «Каяти» имени Каяла как обозначение месты скорби и печали, и плача подтверждается образованием в русском языке слов «желя», «жальник», от глагола «жалеть».
Эти примеры убедительно свидетельствуют о возможности образования от глагола «каяти» название Каяла для обозначения места, на котором нужно «каять» — оплакивать, причитать.
Тяжело определить, какая же река озвучена в «Слове» как река Каяла. Выдвигаются разные версии, но больше всего убедительна версия, что Каяла — это нынешняя Потудань в Воронежской области. Эта река правый приток Дона, а известно, что битва князя Игоря с половцами на одном из притоков Дона, либо, что менее вероятно, на одном из притоков Дона.