В литературеведение темными местами принять называть фрагменты текста малопонятные или вовсе непонятные современному читателю, и не по причине непонятливости читателя, но, разумеется по причине непонятности текста. Темные места предполагают более чем двусмысленные толкования.
Безнадежно, «непрояснимо» темное место фрагмента, повествующий об Изяславе Васильковиче, очевидно, полоцком князе, погибшем в битве с литовцами: Изяслав «а самъ подъ чрълеными щиты но кроваве траве притрепанъ литовскыми мечи. Исхоти юна на крова, тьи рекъ...»
Вот перечень основных толкований этого отрывка, принадлежащих О.В.Творогу: «Слово «схоти» понимали различным образом, предлагая разные конъектуры: «съхыти» <...> “исхыти» <...>(похитил), «схопи»(схватил) и т. д. Но Миллер предложил чтение «с хотию», утверждая, что здесь названа хоть - «возлюбленная жена» <...>. Но есть и другие понимания образа(так, Потебня переводил это место как сопоставление «смертного ложа»; он допускал при этом, что перед словами «и с хотию на кровать» имеется пропуск).
|
|
Барсов полагал, что хоть в этом контексте имеется значение «ближние, хранитель, друносец», или — что еще более вероятно «названо личное имя Хоть».
18. Кто такие Овлур, Гзак, Кончак? В чем смысл разговора Гзака и Кончака?
- Овлур — половец, организатор побега князя Игоря из плена, сам бежавший с ним на Русь. Упоминается в «Слове» дважды:
1) «Комонь въ полуночи Овлуръ свисну за рѢкою — велить князю разумѢти: князю Игрю не быть». - Коня в полночь Овлур свистнул за рекою; велит князю разуметь: не быть Игорю в плену.
2) «Коли Игорь соколомъ полетѢ, тогда Влуръ влъкомъ потече, труся собой студеную росу: претръгоста бо своя бръзал комоня» - Коли Игорь соколом полетел, тогда Овлур волком побежал, стряхивал свою студенную росу: оба ведь надорвали своих борзых коней».
- Гзак — это один из половецких ханов. В некоторых летописях, как считается, его же называют Козой Бурновичем. Если так, то Гзак — реальная личность в истории. В «Слове» Гзак был союзником Коняака. Одержав победу над войском. Игоря, Гзак продолжил набеги, а после побега Игорева хотел найти и вернуть в плен.
- Кончак — половецкий хан, который является исторической фигурой и известен как союзник Гзака. Участвовал в набегах на города Руси и сеял распри между русскими князьями. Именно Кончак в союзничестве с другими ханами одержал победу над Игорем Святославичем. Эта битва описывает в «Слове о полку Игореве».
В конце «Слова» есть такой эпизод — беседа Гзака и Кончака: «Молвит Гзак Кончаку: «Коли сокол к гнезду летит, соколенка расстреляем своими золочеными стрелами». Сказал Кончак Гзаку: «Коли сокол к гнезду летит, а мы соколенка опутаем красною девицею». И сказал Гзак Кончаку: «Коли опутаем его красною девицею, не будет у нас ни соколенка, ни красной девицы...». Этот разговор ханов в «Слове» указывает, что автору было известно о бегстве сына Игоря Владимира Игоревичаиз плена вместе Кончаковной в 1187 г. Смысл разговора Гзака с Кончаком важен и для русских людей. Автор «Слова» предостерегает русских князей от попыток повторить авантюру князя Игоря. Не вели вслучае поражения может повести так же, как Игорю и его сыну.
|
|
Почему противопоставлены Донец и Стругна?
«Доне» - символ друга, «Стругна» - символ мнимого друга.
Донец принимал Игоря как заботливый хозяин-друг принимает гостя, милого сердцу. Он предоставил ему в распоряжении самого себя («лелея князя на волнах»), двух своих ближайших мудрых друзей («подстилая зеленую траву на серебряных брегах»),своих зорких и надежных слуг («охраня — гоголем на воде, чайкой над рекой, чернятью на ветрах»), Донец — идеальный образ Друга, символ Друга, который может быть Человек и Природа. Игорь, счастливо вырвавшийся из тьмы плена, полон раздумий об этом. И благодарен всем друзьям — от Солнца, Овлура, до Донца и чернети.
Донец одушевлен. Все его атрибуты, кроме речи, взяты от Природы, а не от человека. Донец изображается в виде реки. Донец, хотя и не изображается человеком, но, словно равный с равными, беседует с князем.
«Стругна» - символ чужого по внутренней сути. Таким был дед Игоря, Олег, русский князь, много раз приводивший половцев грабить Русь и много раз «топившей» своих друзей. По его вине погиб Борис Вячеславич. Буйная река, «буйные» князи — сколько горя и страданий принесли они в XI в. и все еще приносят Русской Земле в XII в.
Глубочайший пересмотр политических взглядов — вот что такое иносказательное воспоминание Игоря о Стругне.
Каков смысл упоминания, что Игорь въезжает в Боричево: «ко Святой Богородице Пирогощей»?
Вероятнее всего, имеется в виду храм Богородицы Пирогощей в Киеве, и Игорь, покидая Киев, идет возблагодарить Деву Марию за счастливое избавление от половецкого плена.
Так же есть версия, что это икона находилась при Святославе — отце Игоря и поэтому автор хочет сказать, что Игорь едет к своему отцу. Это главное, что должен Игорь сделать после возвращения на Русь. Ему надо объяснится с отцом.