Методика констатирующего исследования

 

Исследование сукцессивных функций

    Тест № 1

    Цель: выяснить уровень сформированности сукцессивных функций на примере произвольно заданных рядов, в основе которых лежат кинестетические ощущения.

Процедура проведения: Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок, так же, как и экспериментатор, должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенок нарушил последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставит ему еще одну попытку. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же».

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – правильное воспроизведение с одной - двух попыток после первой демонстрации.

3 балла – правильное воспроизведение с одной попытки после второй демонстрации.

2 балла – правильное воспроизведение со второй попытки после второй демонстрации; правильное воспроизведение с одной попытки после трех демонстраций.

1 балл – правильное воспроизведение со второй попытки после трех демонстраций; правильное воспроизведение с первой попытки после четырех демонстраций.

Тест № 2

Цель: выяснить уровень сформированности сукцессивных функций на примере произвольно заданных рядов, в основе которых лежит слуховое восприятие.

Процедура проведения: Экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называет ряд цифр. При ошибочном воспроизведении ребенком данного ряда, предъявляется другой ряд из такого же количества цифр. При правильном воспроизведении переходят к другому ряду, где на одну цифру больше. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является предварительной оценкой за первую половину задания.

После этого дается вторая инструкция. Тактика обследования и фиксирования результатов такая же, как и в первой половине задания. Итоговым результатом выполнения всего упражнения является сумма предварительных оценок за первую и вторую его половину.

Инструкция: 1. «Сейчас я назову тебе несколько цифр, а ты, как только я закончу, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!»

2. «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, а ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке».

Материал исследования: цифровые ряды.

Прямой порядок:

№ 3 3-8-6 6-1-2

№ 4 3-4-1-7 6-1-5-8

№ 5 8-4-2-3-9 5-2-1-8-6

Обратный порядок:

№ 2 2-5 6-3

№ 3 5-7-4 2-5-9

№ 4 7-2-9-6 8-4-9-3

 

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – итоговый результат 6 и более.

3 балла – итоговый результат равен 5-4.

2 балла – итоговый результат равен 3-2.

1 балл – итоговый результат равен 1 и менее.

Тест № 3

Цель: выяснить уровень сформированности сукцессивных функций на примере произвольно заданных рядов, в основе которых лежит слуховое восприятие.

Процедура проведения: Экспериментатор отстукивает простые и сложные ритмы, ребенок внимательно слушает и после этого повторяет серии ударов.

1. простые ритмы -!! -!,! -!!,!! -! -!,! -!!! (Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному, если допущено больше одной ошибки, то прекращают);

2. сложные ритмы -!!! -! -!,! -!! -!!,! -!!! -!,!! -!!! -! (Критерий выполнения такой же, как в простых ритмах).

Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же».

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено правильно.

3 балла – после повторения ряда экспериментатором ребенок задание выполнил правильно.

2 балла – допустил 1-2 ошибки в сложных ритмах.

1 балл – не смог воспроизвести сложные ритмы.

 

Исследование слухового внимания

Тест № 1

Цель: исследование уровня концентрации, объема и устойчивости слухового внимания.

Процедура проведения: Экспериментатор читает рассказ, а ребенок считает, сколько раз в тексте встретится заранее обговоренное слово. Текст предъявляется не более 3 раз.

Инструкция: «Сейчас я прочту рассказ про Русачка. Внимательно слушай его, и, пока я буду читать, считай, сколько раз в тексте встретилось слово «Русачок»».

Материал исследования: отрывок из рассказа Б.В. Заходера «Русачок».

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено правильно.

3 балла – правильно назвал количество слов после первой попытки.

2 балла – правильно назвал количество слов после второй попытки.

1 балл – правильно назвал количество слов после третий попытки.

Тест № 2

Цель: исследование объема, устойчивости, уровня концентрации, распределения слухового внимания.

Процедура проведения: Экспериментатор читает стихотворение, в котором необходимо исправить смысловую ошибку. Стихотворение читается не более 3 раз. После прочтения ребенку задается вопрос: «Что не так в тексте стихотворения?»

Инструкция: «Я прочту тебе стихотворение. Слушай его очень внимательно. В конце стихотворения будет задание, которое тебе нужно выполнить».

Материал исследования: стихотворение «Корова», содержащее смысловую ошибку.

Представить невозможно!

Поверить нелегко!

Жует собака сено,

А дарит молоко!

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено сразу, ребенок услышал ошибку во время прочтения стихотворения.

3 балла – ошибку заметил после первого прочтения, после стимулирующей помощи экспериментатора.

2 балла – ошибку заметил после второго прочтения.

1 балл – ошибку заметил после третьего прочтения.

Тест № 3

Цель: исследование устойчивости, распределения и переключаемости слухового внимания.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает детям желтую и зеленую карточки и объясняет, что если они услышат название домашнего животного, то поднимут желтую карточку, а если дикого – зеленую карточку. Перед выполнением задания проводится беседа, в ходе которой уточняются понятия «домашние животные» и «дикие животные».

Инструкция: «Кто такие домашние животные? Кто такие дикие животные? Я дам тебе две карточки, если я скажу название домашнего животного, ты поднимешь желтую карточку, если дикого – зеленую карточку. Будь внимателен».

Материал исследования: предъявляемые слова.

Баран, собака, волк, овца, жираф, лошадь, лев, морж, слон, корова, свинья, олень, кошка, лиса, лось, бык, козел, заяц.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1-3 ошибки.

2 балла – ребенок допустил 4-6 ошибок.

1 балл – ребенок допустил 7-10 ошибок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: