Исследование навыка синтеза слов в предложении

Цель: выявить способность ребенка синтезировать предложения из слов.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку карточку с заданием, в котором необходимо расположить слова таким образом, чтобы получились предложения.

Инструкция: «Я дам тебе карточку, на которой написано задание. Внимательно прочти его. Если тебе все понятно, то выполняй».

Материал исследования: карточка с заданием; чистый лист бумаги; ручка.

Составь из слов предложения, поставив их в нужном порядке и необходимой форме.

 

1) с, ветку, прыгала, ветки, на, белка.

2) кот, молоко, из, пьет, блюдца.

3) летают, красивыми, бабочки, цветами, над.

4) мороженое, магазине, мама, в, купила.

5) свежестью, дождя, пахнет, после.

 

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, ребенок обращался за помощью к экспериментатору (показ образца, наводящие вопросы).

2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, обращался за помощью к экспериментатору (определение первого слова в предложении).

1 балл – ребенок допустил 3-5 ошибок, обращался за помощью к экспериментатору (совместное проговаривание предложения).

 

Исследование навыков анализа предложения на слова и синтеза слов в предложении

Цель: выявить способность последовательно анализировать и синтезировать предложение.

Процедура проведения: Экспериментатор последовательно называет предложения и просит ребенка, найти и запомнить в них третьи по счету слова. Затем из этих слов ребенком составляется новое предложение.

Инструкция: «Я буду говорить предложения. Ты в каждом из них найди третье слово, запомни эти слова, а потом составь с ними новое предложение».

Материал исследования: предложения.

Красивая глубокая тарелка стоит на столе. Девочка Катя упала с велосипеда. Птицы прилетели с юга. Папа разбирает полки.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, ребенок использовал внешнюю помощь (пересчет пальцев).

2 балла – ребенок испытывал сложности при выделении слов из предложения, требовалась помощь экспериментатора (интонационное выделение слова), использовал пересчет пальцев, синтезировал предложение правильно.

1 балл – ребенок допускал ошибки в выделении слов и в синтезе слов в предложение, однако с помощью экспериментатора задание выполнил правильно.

 

Исследование операций анализа и синтеза на уровне предложения в умственном плане

Тест № 1

Цель: определить способность ребенка составлять предложения определенной структуры.

Процедура проведения: Экспериментатор просит ребенка придумать и назвать предложение, состоящее из определенного количества слов и включающее определенное слово.

Инструкция: «Придумай предложение из двух слов со словом «кот». Придумай предложение из трех слов со словом «мама». Придумай предложение из четырех слов со словом «птица». Придумай предложение из пяти слов со словом «дети»».

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – придумал все предложения.

3 балла – не смог придумать одно предложение.

2 балла – не смог придумать 2 предложения.

1 балл – не смог придумать 3 предложения.

Тест № 2

Цель: исследовать способность ребенка анализировать предложение.

Процедура проведения: Экспериментатор предлагает ребенку сюжетные картинки и схемы предложений. Обозначения каждой из схем объясняются ребенку. Затем экспериментатор просит его подобрать к ним соответствующие картинки.

Инструкция: «Это схемы предложения, каждая черта в них обозначает слово. Составь предложения по данным картинкам и разложи их под нужными схемами».

Материал исследования: схемы предложений и сюжетные картинки.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – при выполнении задания ребенок опирался на внешнюю помощь (счет количества слов на пальцах), задание выполнил без ошибок.

2 балла – допустил 1-2 ошибки, при выполнении задания опирался на внешнюю помощь и помощь экспериментатора (наводящие вопросы).

1 балл – допустил 3-4 ошибки, при выполнении задания опирался на внешнюю помощь и помощь экспериментатора (наводящие вопросы при составлении предложений и соотнесения их со схемами).

 

Исследование навыка слогового анализа

Тест № 1

Цель: выявить способность ребенка выделять слог на фоне слова.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит слова, если в них есть заданный слог, то ребенок должен услышать его и хлопнуть в ладоши.

Инструкция: «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове слог [КА]».

Материал исследования: слова различной слоговой структуры.

Карандаш, рука, коза, акула, куртка, окно, капуста, лошадка, серьга, река.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, некоторые слова ребенком проговаривались вслух.

2 балла – допущена 1 ошибка.

1 балл – допущено 2-3 ошибки.

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка определять количество слогов в слове.

Процедура проведения: Экспериментатор называет слово и предлагает ребенку посчитать в нем количество слогов.

Инструкция: «Я буду называть слова, а ты посчитай и скажи мне, сколько слогов в слове».

Материал исследования: слова различной слоговой структуры.

День, море, огурец, лист, вода, школьники, дом, хомяк, переулок, математика, сковорода, велосипедист.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, однако ребенок использовал внешнюю помощь (проговаривание слов вслух, пересчет пальцев или отхлопывание слова).

2 балла – ребенок допустил 1-2 ошибки, использовал внешнюю помощь.

1 балл – ребенок допустил 3-4 ошибки, использовал внешнюю помощь.

Тест № 3

Цель: выявить способность ребенка определять последовательность слогов в слове.

Процедура проведения: Экспериментатор произносит слова и просит ребенка последовательно назвать слоги, из которых они состоят.

Инструкция: «Будь внимателен. Я скажу слово, а ты послушай и произнеси его по слогам».

Материал исследования: слова различной слоговой структуры.

Рак, вата, ремень, кнопка, капитан, лопата, скакалка, чемоданы, республика, милиционер, температура.

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – задание выполнено без ошибок, но ребенок испытывал значительные трудности, использовал внешнюю помощь (опора на пересчет пальцев, многократное проговаривание слова).

2 балла – ребенок допустил 1 ошибку, использовал внешнюю помощь.

1 балл – ребенок допустил 2-3 ошибки, использовал внешнюю помощь.


Исследование навыка слогового синтеза


Тест № 1

Цель: выявить способность ребенка составлять слово из слогов, данных в прямом порядке.

Процедура проведения: 1. Экспериментатор произносит слоги с секундным интервалом, ребенок называет получившееся слово.

2. Экспериментатор говорит слоги, чередуя их со словами «сначала», «потом», «следующий». Ребенок произносит получившееся слово.

Инструкция: «Я буду называть слоги, а ты составишь с ними слово и скажешь его мне. Слушай меня внимательно».

Материал исследования: слоги различной структуры.

1. [Ла] [пать]; [вид] [ро]; [па] [ра] [вос]; [гла] [ди] [о] [лус]; [аб] [ри] [ко] [са] [вый].

2. [За] [бор]; [заф] [трак]; [за] [ба] [ва]; [ли] [ма] [нат]; [ма] [ли] [но] [вый]; [зим] [ля] [ни] [ка]; [па] [да] [си] [на] [вик].

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполнено без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1 ошибку во второй серии слов, в целом задание выполнял медленно, с опорой на внешнюю помощь (повторение слогов).

2 балла – допущено 2-4 ошибок, задание выполнялось медленно, использовалась внешняя помощь.

1 балл – допущено 5-7 ошибок, задание выполнялось медленно, использовалась внешняя помощь.

Тест № 2

Цель: выявить способность ребенка синтезировать слова из слогов, предъявляемых в разрозненном порядке.

Процедура проведения: Экспериментатор называет слоги, а ребенок произносит получившееся слово.

Инструкция: «Я буду говорить слоги, а ты составь с ними слово. Но помни, что в таком порядке из них не получится слово. Поставь их на нужные места и назови правильное слово».

Материал исследования: слоги различной структуры.

[са] [ро] (роса), [лос] [во] (волос), [ка] [сум] (сумка), [со] [ле] [ко] (колесо), [душ] [по] [ка] (подушка), [че] [ны] [мо] [да] (чемоданы), [ло] [це] [по] [тен] (полотенце).

Критерии оценки выполнения задания:

4 балла – задание выполняет без ошибок.

3 балла – ребенок допустил 1 ошибку, использовал внешнюю помощь (задание выполнял вслух), помощь экспериментатора (наводящие вопросы).

2 балла – ребенок допустил 2-3 ошибки, использовал внешнюю помощь (многократное повторение) и помощь экспериментатора (наводящие вопросы).

1 балл – допущено 3-4 ошибки, использовалась внешняя помощь и помощь экспериментатора (наводящие вопросы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: