Обычно ребенок 6 – 7 лет воспроизводит с вашей помощью 7 – 8 предметов из 10

   Выводы по результатам.

I уровень (высокий)   –   запомнил 8-10 картинок.

II уровень (средний) –   запомнил 6-7 картинок.

III уровень (низкий)   – запомнил меньше 6 картинок.

IV уровень (недостаточный) – запомнил 3 и меньше картинок.

№2 «Запомни слова»  (оценка слуховой памяти - кратковременной  и  долговременной)

Прочитать ребенку следующие 10 слов:

стол, тетрадь, часы, конь, брат, яблоко, собака, окно, лампа, огонь.

Попросить его повторить слова, которые он запомнил, в любом порядке.

6 – 7-летний ребенок повторяет 5 – 6 слов. Это показатель хорошей кратковременной памяти.

 

   Выводы по результатам.

I уровень (высокий)   –   повторил 7-10 слов.

II уровень (средний) –   повторил 5-6 слов.

III уровень (низкий)   – повторил до 5 слов

IV уровень (недостаточный) – повторил меньше 4 слов

№3. «Повтори фразы»    (оценка смысловой памяти)

Прочитать ребенку фразы (например):

1) Осенью идут дожди.

2) Дети любят играть.

3) В саду растут яблони и груши.-

4) В небе летит самолет.

5) Мальчик помогает своей бабушке.

      Предложить ребенку повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.

Ребенок 6 — 7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.

Рис. 18

РЕЧЬ

           Речь – средство общения и выражения своих суждений, мысли, понимания, логических отношений. Очень важно определить речевую функцию познавательной сферы ребенка, как прогноз на успешность усвоения школьной программы. Предложенные методики помогут выявить особенности речевых навыков у ребенка

Понимание текста

Логические задачи»

Звуковой анализ слов»

Связная речь «Составь рассказ»

Методики

       №1 «Логические задачи»  (изучение понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода)

Детям предъявляются 2 сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая – с обратным), например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая – с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой – шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

При выполнении задания оцениваются: отношение к заданию, эффективность запоминания условия, умение соотносить два суждения для получения вывода.

Выводы по результатам:

К 1-му уровню успешности относятся дети, которые внимательно выслушивают условие задачи, повторяют его про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

Ко 2-му уровню  относятся дети, которые решают задачу с помощью педагога, который постоянно поддерживает их внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать» с нужной мысли.

К 3-му уровню относятся дети, у которых возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

К 4-му уровню относятся дети, которые не справляются с решением задач данного вида из-за сложностей анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.

     При явных затруднениях в решении логических задач можно использовать прием персонификации, а именно включать в условие задачи в качестве одного из персонажей самого ребенка. Как правило, такой прием значительно облегчает осуществление логических операций. В бланке регистрации индивидуальных результатов (бланк №2) необходимо отметить, насколько действенным оказался данный вид помощи и смог ли в последующем ребенок выполнить задание с тестовым материалом.

 

№2 «Понимание текста» (определение способности слухового восприятия)

      Ребенку диктуется предложение:

«Саша встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу».

      После этого ребенка спрашивают о порядке действия Саши и предлагают рассказать, как он понял прочитанный текст.

       Слуховое восприятие определяет понимание и усвоение услышанного материала, а также логическое объяснение действий.

Оценка результатов:

1 уровень (высокий) - безошибочные ответы ребенка;

2 уровень (хороший) - допущено в ответах 1-3 ошибки;

3 уровень (средний) - более трех ошибок, тест считается невыполненным.

4 уровень (низкий) - ребенок не смог повторить текст и ответить на вопросы.

№3. Звуковой анализ слов

Для записи любого слова ребенок должен не только уметь отличать одно слово от

 другого, но и все составные звуки, четко представлять себе их последовательность.

Цель: определить умение владеть звуковым анализом слов – что является одним из

 важных свидетельств их готовности к обучению грамоты.  

Тест №1

Материале: набор слов для выделения звука и тли слова.

Инструкция: «Я буду диктовать тебе разные слова, а ты внимательно слушай и скажи, есть ли в этих словах звук [Р]? Если ты думаешь, что он есть в продиктованном слове, - говори «да», если ты его не почувствовал – говори «нет».

Набор слов: КАРТИНА, СЫР, ЛАМПА, ВОРОНА, ЛАНДЫШ, ПАРАШЮТ, ВЕТЕР.

Ребенок должен уловить лишь наличие звука в слове, без определения места его звука.

     

  Тест №2

Материал: набор слов для определения места звука в слове (в начале, внутри, в конце).

Инструкция: Сначала убедитесь в том, что ребенок понимает значение самых этих слов, для чего попросите его показать начало, середину и конец строки, небольшой веревки, линейки и т.п. Потом предложите ему определить, в каком месте слова стоит, например, звук [Ш]. Для наглядности можно воспользоваться такой схемой:

начало середина конец
ШУМ МИШКА ДУШ
ШИЛО МЕШОК ТУШ

Тест №3

Материал: набор слов для выделения звука начала и конца слова.

Инструкция: «Сейчас я продиктую тебе слова, а ты внимательно слушай и определяй, что в них первый звук. Например: «какой первый звук в слове АСТРА?»

(Убедившись, что ребенку понятно, что нужно делать, продолжаем диктовать слова).

Ориентированный набор слов. Какой первый звук в словах: УЛИЦА, УТКА, АЗБУКА, УЛЕЙ, ОСЕНЬ, ОЗЕРО?

- Какие последние звуки в словах: ОКНО, МЕТЛА,ВЕСНА, КЕНГУР, МЕСЯЦ, ЗИМА?                                      

Потом дается задача на выделение согласного звука с начала и конца слова, например: «какой первый звук в слове ЛУК?» А в словах: МАК, СНОПА, СЛОН, ШКАФ?

- Какие последние звуки в этих словах? (слова могут быть те же).

Интерпретация результата  по тестам «Звуковой анализ слов»:

 I уровень (высокий)   –   все тесты выполнены правильно, ребенок допустил 1-2 ошибки,

                                       которые обнаружил и исправил сам..

 II уровень (средний) –   правильно выполнены два  теста, допущены три незначительные

                                       ошибки.

III уровень (низкий)   – правильно выполнен один тест, допущено 4-5 ошибок.

IV уровень (недостаточный) – допущены ошибки во всех трех тестах (до 10), ребенок не

                                                        может осознанно выделить звук в слове, старается

                                                        угадывать.

№4. Связная речь «Составь рассказ» (изучение связной речи)

Материал: сюжетная картинка «Зимние забавы» (сюжетная картинка может быть любой).

Инструкция: «Рассмотри эту картинку и расскажи о том, что ты видишь».

 

Интерпретация результата:

I уровень (высокий) по картинке составлен большой и довольно связный рассказ, посвященный определенной теме, в которую привнесены события  из  собственного опыта ребенка. 

II уровень (хороший) – рассказ составлен из 7-8 развернутых предложений, появились дополнительные детали, не изображенные на рисунке, но которые касаются сюжета.

III уровень (средний) рассказ составлен из 5-6 коротких описательных предложений, которые  отображают реальные события на картинке.

IV уровень (недостаточный) – ребенок способен озвучить картинку лишь двумя или несколькими не связанными один с другим, предметами неправильно грамматически оформленными предложениями, в которых перечисленные названия нарисованных предметов.

 

Характеристика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: