№ раздела | Задания для прохождения практики | Количество часов | В т.ч. с использованием ДОТ (*) | ||||||||||||||||||||||||||||
Семестр № 7 | |||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Подготовительный | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. 1 | Изучение программы практики. Инструктаж. Обсуждение рекомендаций по выполнению заданий. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.2 | Формирование информационной базы для выполнения заданий практики (поиск литературы, рекомендованных источников). Разработка плана выполнения заданий практики Результат работы: 1. список литературы 2. План работы | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Основной | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Блок 1 теоретический I Этические стандарты профессиональной деятельности психолога Задания 1. Изучите предложенную литературу, при необходимости список литературы можно дополнить (например, вспомнить, что такое этика, этический кодекс, этические нормы) 2. Ответьте на вопросы: · Перечислите права и обязанности психолога · Выделите и запишите этические принципы и соответствующие им правила деятельности. Укажите, какие трудности могут возникнуть в процессе реализации правил. · Почему психологу необходимо знать этические принципы и использовать их в своей работе? Литература: 1. Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В. Введение в профессию (Клиническая психология): учеб. пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2012 – 240 с. (см. в папке) Разделы · Этические стандарты профессиональной деятельности психолога стр. 88 · Обязанности и права психолога: 92 · Принципы и правила деятельности II Специфика профессионального развития психолога. Профессиональная деятельность психолога Задания 1. Изучите предложенную литературу 2. Ответьте на вопросы: 3. Укажите основные виды, сферы деятельности, позиции практического психолога, этапы работы. 4. Каковы требования к профессиональной деятельности психолога? Чем они определяются (почему именно такие требования, а не другие) 5. Какие виды помощи оказывает психолог? Какой вид помощи, на ваш взгляд, представляет наибольшую трудность? Почему? 6. Каковы противопоказания для работы психологом? Почему? 7. Какое влияние оказывает мотивация на процесс обучения, а впоследствии – на профессиональную деятельность? 8. Выделите признаки непрофессионализма психолога. 9. Составьте список профессионально-важных качеств психолога: · Абсолютные ПВК · Относительные ПВК · Желательные ПВК 10. Каковы отличия профессионального психолога от непрофессионального (Модель деятельности практического психолога по Аллену – Абрамовой:). 11. Каковы Этапы профессионального развития психолога. На каком этапе находитесь ВЫ? Обоснуйте свой ответ. 12. Выделите деструктивные тенденции в профессиональном развитии психолога. Профессиональные деформации, деструкции – это 13. Основные тенденции развития профессиональных деструкций – это: перечислите (А.К. Маркова). Являются ли они специфичными для психологов? Или являются общими для представителей различных профессий? 14. Какова специфичность деформаций психолога? 15. Изучите Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. N 514н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)". Опишите трудовые функции психолога обобщенной функции «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования» (код А). Подумайте и запишите, какие профессионально важные качества необходимы для реализации каждой функции. Выполните самооценку выделенных качеств (0 - отсутствует, 1 - развито недостаточно, 2 – развито в достаточной степени, 3 – развито лучше остальных) 16. Обоснуйте актуальность профессии психолог в современном обществе (почему нужны психологи). 17. Хотели бы Вы работать психологом? Обоснуйте ваш ответ. Литература: Залевский Г.В., Зинченко Ю.П., Козлова Н.В. Введение в профессию (Клиническая психология): учеб. пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2012 – 240 с. | ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Блок 2 Практический
Задание 1. Изучение организации и функционирования психологической службы организации
Цель: изучение организационной структуры психологической службы и
определение круга функциональных обязанностей психолога учреждения (организации).
Методические указания к заданию:
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора
данных беседу с практическим психологом организации и анализ соответствующей
документации. В случае отсутствия необходимых знаний
| ||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Задание 2 Изучение задач и направлений работы психолога
Цель: изучение видов деятельности и задач работы психолога (психологов) учреждения и основных направлений работы.
Методические указания к заданию:
Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом организации и анализ соответствующей документации.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Задание 3 Изучить организационные и функциональные аспекты рабочего места психолога Цель: изучение особенностей организации рабочего места психолога и планирование рабочего времени психолога (психологов) учреждения. Методические указания к заданию: Задание предполагает использование в качестве основных методов сбора данных беседу с практическим психологом и визуальный осмотр кабинета психолога организации, а также анализ соответствующей документации. 1. Ознакомиться с методическим, материально-техническим, информационным оснащением работы психолога (учебники, методические рекомендации, диагностический инструментарий, развивающие пособие и т.д.) деятельности сотрудников психологической службы с упором на психолога. 2. Описать техническое обеспечение деятельности психолога (компьютерные программы, компьютерные варианты тестов, статистические программы, аудио- и видеоаппаратура и пр.) 3. Изучить организацию рабочего времени психолога (рабочего дня, недели, месяца и текущего года), выполнить анализ плана работы психолога. Выделить содержание работы в течение года, распределение по месяцам, неделям. 4. Изучить и описать виды документации психолога, в том числе – формы отчетности. 5. Изучить и описать нормативно-правовую базу работы психолога. 6. На основе изученной литературы, имеющегося опыта, результатов выполнения заданий практики выделить и описать отличия профессиональной деятельности психолога от профессиональной деятельности социального педагога. Результаты оформить в таблицу (сравнить цель, задачи, обязанности, группы проблем, направления работы, технологии и т.д.). Примерное содержание таблицы 2 Сравнительный анализ профессиональной деятельности психолога и социального педагога** 7. Выполнить информационный буклет для абитуриентов, старшеклассников «Профессия - психолог» Результат · Письменные ответы на вопросы, · Схемы (при необходимости), · таблица, · буклет. | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Задание 4 Диагностика структуры профессиональной компетентности
Цель: изучить и описать сформированность составляющих профессиональной компетентности и профессионально-важных качеств психолога
Методические рекомендации
Задание предполагает использование методов сбора данных и обработки полученных данных. Испытуемый –обучающийся, т.е. проводится самодиагностика.
Задание
1. Обратится к пособию Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002. (есть в интернет)
2. Найти и выполнить методики указанные ниже.
3.Выполнить методику Методика определения основных мотивов выбора профессии (Е.М. Павлютенков)
4. На основе полученных данных написать заключение - сформулировать выводы, обозначить слабые и сильные места структуры профессиональной компетентности, определить направления, методы и приемы развития. Для анализа полученных данных рекомендуется использовать результаты заданий №№ 6-9 и 15 II Специфика профессионального развития психолога. Профессиональная деятельность психолога
5. Список методик можно дополнить по желанию, ориентируясь на профессиональный стандарт
Список методик
Результат работы: · Протоколы исследования · Заключение
| ||||||||||||||||||||||||||||||
Заключительный этап | |||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка дневника по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка отчета по практике | |||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 108 |
* Таблица 1
Трудности в работе психолога
Группа –вид трудностей | Пример | Причины | Способы предотвращения | … по желанию можно дополнить |
**Таблица 2
Сравнительный анализ профессиональной деятельности психолога и социального педагога
Параметры анализа | Психолог | Социальный педагог |
Цель профессиональной деятельности | ||
Задачи | ||
Требования к подготовке (см. профессиональный стандарт) | ||
Трудовые функции | ||
Профессионально-важные качества | ||
Клиенты | ||
Трудности в работе | ||
И т.д. выделить признаки самостоятельно |