Тема: теория и методика обучения технике игры
Теория и методика обучения передвижениям защитника
Теория и методика обучения ведению мяча
Изучение Официальных правил баскетбола
Теория и методика обучения передвижениям защитника
Теоретические предпосылки
Характер и направление передвижений защитника преимущественно зависят от действий нападающего. На современном этапе развития игры наблюдается тенденция активизации защитных действий. Она, в частности, проявляется в том, что игроки команд, использующие активные формы борьбы, стремятся перехватить инициативу у нападающих при переходе к защитным действиям. При искусном использовании разновидностей стоек и передвижений в защите становится возможным диктовать (провоцировать) развитие атаки в нужном направлении, чтобы разрушить ее благодаря агрессивным индивидуальным действиям, наигранным групповым и командным взаимодействиям.
Следовательно, можно говорить о некотором смещении акцентов в игре защитника: не противодействие в ответ на действие нападающего, а упреждающее защитное действие, вынуждающее нападающего сыграть определенным образом.
В защите используют все способы передвижений, которые применяют при нападении: разновидности ходьбы и бега, остановок, поворотов, прыжков. Соответственно нет принципиальных различий и в технике их исполнения.
Ходьбу и медленный бег применяют, противодействуя пассивной игре нападающего; бег спиной вперед – при переходе от нападения к защите; рывки – при стремительной атаке соперника или для максимально быстрого восстановления защитных позиций, а также при перехватах мяча. Перечисленные способы передвижений защитник чередует с остановками и поворотами, совершаемыми по ситуации. Прыжки толчком одной или двумя ногами используются при попытках воспрепятствовать броскам мяча соперника либо для овладения мячом при перехватах и борьбе за отскок на щите.
Специфическими в арсенале техники защитника являются передвижения приставными шагами и так называемый скрестный шаг-скачок.
Приставные шаги используют как в параллельной стойке защитника при сопровождении игрока, так и в стойке с выставленной вперед ногой при перемещениях защитника в переднезаднем направлении для накрывания броска или противодействия проходу нападающего. Особенность передвижений приставными шагами заключается в том, что игрок выполняет их на постоянно согнутых ногах, мягкими «кошачьими» шагами, без подпрыгиваний. Первый шаг совершает ближайшая к направлению движения нога, а затем скользящим переступанием приставляется другая. Защитник после каждого приставного шага приходит в устойчивое исходное положение.
Разновидностям передвижений в защите необходимо обучать одновременно с овладением стойками.
Методические подходы при обучении универсальным для нападения и защиты способам передвижений: разновидностям бега, остановкам, поворотам, прыжкам – идентичны. Методику обучения технике основных способов передвижения в нападении легко адаптировать к процессу обучения основам техники защиты.
Однако следует учитывать некоторые специфические черты, присущие традиционным передвижениям при их использовании для решения оборонительных задач. Так, для эффективной игры в защите важно уметь мгновенно стартовать из непрерывно изменяющихся и. п. и максимально ускоряться на небольших отрезках дистанции (1–5 м). Не менее значима и мобильность защитника, т.е. его способность быстро принимать решения в ответ на изменяющуюся игровую обстановку. Для начала перемещения или чередования способов передвижений служит множество сигналов: звуковые; визуальные – направление взгляда соперника, начало движения мяча, партнера или нападающего; подсказка тренера или товарища по команде и т. п. Соответственно подбираются адекватные средства и методы обучения.
Учитывая монотонность, характерную для выполнения упражнений из данного раздела техники, рекомендуется в процессе их изучения широко использовать игровой метод.
Первостепенное внимание следует уделять овладению техникой передвижений приставными шагами, которые составляют основу действий защитника.
Средства обучения передвижениям приставными шагами
1. Объяснение и показ.
2. Выполнение приема в соответствующих стойках защитника: вперед, назад, в сторону по разделениям (с подсчетом педагога).
3. Выполнение разновидностей приема в целом при прямолинейном движении.
4. Выполнение разновидностей приема в целом с изменением направления движения по ориентирам (разметка площадки и др.).
5. То же, но чередуя направление и способы передвижений на отдельных участках площадки.
6. То же, но по звуковым и зрительным сигналам.
7. То же, но с изменением скорости перемещений.
Организационно-методические указания
1. Выполнение приема по разделениям осуществлять с использованием фронтального или проходного метода по команде педагога: «И – раз, и – два» (на «и» – переступанием отставить одну ногу, на «раз» – прийти в и.п., приставляя другую ногу, и т.д.).
2. В качестве ориентиров для смены направления и скорости передвижений использовать разметку площадки: трехочковую дугу и др.; в качестве звуковых сигналов – свисток, хлопок в ладони, голос педагога или партнера; а в качестве зрительных – различное положение рук педагога или мяча, начало движения партнера, соперника или мяча.
3. При выполнении разновидностей передвижений приставными шагами в целом:
• начинать движение из соответствующей стойки защитника: вправо или влево – из параллельной стойки; вперед или назад – из стойки с выставленной вперед ногой;
• первый шаг осуществлять впередистоящей по направлению движения ногой;
• после выполнения приставного шага приходить в устойчивое двухопорное положение, соответствующее исходной стойке защитника;
• передвигаться на согнутых ногах без чрезмерного закрепощения, массу тела располагать на передней части стоп;
• «скользить» по площадке без подпрыгиваний и вертикального колебания общего центра тяжести;
• смотреть перед собой; сохранять положение головы, туловища, рук, характерное для данной стойки защитника.