Социально-политическое направление в философии Возрождения. Философия политики Н. Макиавелли и утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы

•Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Это время отвержения догматической схоластики и критики средневекового мышления как погрязшего в теологических и логических увертках и обоснования идеи возрождения человека из духа античности. Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениями которой были:

философия Реформации;

политическая философия;

философия социалистов-утопистов.

•Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.

•Предпосылками возникновения данного направления были:

кризис феодализма;

зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии;

ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств;

незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви;

кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций;

распространение в Европе идей гуманизма;

рост самосознания личности, индивидуализм;

рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма.

•В Реформации выделяются два основных течения:

•бюргерско-евангелическое;

•народное.

•Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др.

•Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Индульге́нция, согласно учению Римско-католической церкви, полный или частичный «выкуп», компенсирующий временное наказание за совершенный грех после его отпущения. Такие «выкупы» осуществлялись церковью из т.н. сокровищницы Христовых заслуг и накопившихся в ней благих деяний христианских святых. В основе учения об индульгенциях лежит принцип солидарности христиан как членов единого мистического Тела Христова и представления о церкви как о единой семье, члены которой могут поддерживать друг друга и оказывать взаимную помощь. Индульгенция может быть получена самим человеком, выполнившим определенные условия, или передана (посредством заупокойных месс) душам, пребывающим в чистилище.

•Основные идеи М. Лютера сводились к следующим:

•общение между Богом и верующими должно происходить напрямую;

•между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь;

•необходимо упрощение обрядов;

•церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям;

•необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства;

•должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;

•дело служения Богу — не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан;

•необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм;

•необходимо запретить индульгенции.

•Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи.

•Согласно Кальвину:

•ключевой идеей протестантизма является идея предопределения;

•смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни;

•все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

•выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия;

•профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу;

•добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению;

•успех в работе — признак богоизбранности;

•вне работы необходимо быть скромным и аскетичным.

•Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике:

•возглавил реформационное движение в Женеве;

•добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище "Женевский Папа");

•подчинил кальвинистской Церкви светскую власть;

•провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе.

•Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление.

•Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем:

•необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом;

•цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, "Божьего царства" на земле;

•главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес;

•частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства);

•жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу;

•власть и собственность должны принадлежать простому народу — "ремесленникам и пахарям".

•Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы.

•Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе:

торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии;

сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др.

•В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения:

•человек обладает изначально злой природой;

•движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде;

•совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы;

•для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация — государство;

•правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных;

•правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана);

•ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;

•в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.

•Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.

•В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Как правило, при их изучении философы стремились опираться на реальные факты, исследовать положение в конкретном обществе и государстве, пытались при жизни изменить ситуацию к лучшему. Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла.

•Томас Мор (1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви.

•Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении "Утопия". Утопия (греч. — место, которого нигде нет) — выдуманный остров, на котором находится идеальное государство.

•Согласно Т. Мору в Утопии:

•не существует частной собственности;

•все граждане участвуют в производительном труде;

•труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности;

•все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии:

•в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня — шесть часов;

•от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам;

•самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники;

•первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а "трудовая семья" (фактически — трудовой коллектив);

•все должностные лица избираются — прямо или косвенно;

•мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности);

•жители верят в Бога, существует полная веротерпимость.

•Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой (1568 — 1639) в произведении "Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца:

•отсутствует частная собственность;

•все граждане участвуют в производительном труде;

•результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами;

•труд совмещается с одновременным обучением;

•жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну;

•солярии все делают вместе: ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни;

•большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца;

•во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями.

•Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: