Гуманистическое направление в философии Возрождения (Ф. Петрарка,Пико дела Мирандола, Л. Валла)

а)Исторические рамки и черты:

Гуманизм как философское (антропоцентрическое)

направление получил распространение в Европе в XIV -середине XV вв. Его центром была Италия;

к основным чертам гуманизма относились:

антицерковная и антисхоластическая направленность;

стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать

самоценность человека;

б)опредление: антропоцентризм - особое внимание к

человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; жизнеутверждающий характер и оптимизм.

в)сущность: По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним преждевсего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

г)представители:

•Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор «Божественной комедии» (им самим названной просто «Комедия», поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; восхваляет человека; отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте («Новая жизнь» и т.д.).

•Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор «Книги

песен», трактата «О презрении к миру» (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуру чуждые схоластике идеи: человеческая жизнь дается

один раз и уникальна; человек должен жить не для Бога, а для самого себя; человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в

соответствии с этим; человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в

памяти людей; человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

•Лоренцо Балла (1507 - 1557), автор трактата «О

наслаждении как об истинном благе»: ниспровергал церковные авторитеты; критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность; в центр мироздания ставил человека; верил в возможности

человека и его разум; отвергал аскетизм и самоотрешение; призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; был сторонником равенства мужчины и женщины; высшим благом считал

наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов, человека.

•Джованни Пико делла Мирандола (1463 – 1494)

Пико делла Мирандола интересовался античной и восточной философией, занимался древними и восточными языками. Отмечалось, что за свою короткую жизнь он освоил от 22 до 30 языков.

Мирандола написал знаменитые «900 тезисов», разослал их всем виднейшим мыслителям того времени и предложил им собраться в Риме, чтобы устроить диспут по предложенным им вопросам. Впоследствии эти тезисы были опубликованы в работе под названием «Речь о достоинстве человека». В своих тезисах Пико делла Мирандола собрал все, что он знал о всех философиях, и создал свою философскую систему, которая должна была объединить различные мировоззрения на основе античного платонизма. Главные идеи этих тезисов заключались в том, чтобы возвысить человека и отделить его от окружающего мира. Человек, по мысли Пико, представляет собой четвертый мир - не ангельский, не небесный и не элементарный. Человек свободен и потому может поместить себя сам на любой из уровней этого мира. Он может стать выше ангелов и опуститься ниже животных. Мирандола высказывался как против современного ему религиозного сознания. Мирандола был первым из философов, который утверждал, что Бог, понимаемый в неоплатоническом смысле, создает мир сообразно математическим законам. Эту мысль впоследствии высказал Галилей: «Книга природы написана языком математики».

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: