Специфика познавательного отношения человека к миру. Многообразие форм познания. Проблема субъекта и объекта познания в истории философии

 

Познание - спец. форма отношения человека к действительности. Формы познания: - мифологическое

- художественно-образное - философское - религиозное - обыденно-практическое - научное познание

Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах.

Направление, абсолютизирующее роль чувственного познания, получило название сенсуализма. Возник в древнегреч фил., а классич. форму приобрле в фил. нового времени, начиная с Локка. Материал. сенсуализм представлен - Дидро, Гольбах, Гельвеций, Фейербах. Идеалистич. сенсуализм - Беркли, Юмм.

Рационализм - абсолютизирует рац. деятельность мышления, и недооценивает роль чувств, форм отражения. (Декарт, Спиноза) - всеобщие истины не выводимы непосредственно из обобщений чувственного опыта, а могут быть почерпнуты только из самого мышления.

Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Объект познания - вещи, явления, процессы, на которые направлена познават активность людей. Субъект познания - отд. индивид, соц. группа, общество в целом, обладающие способностями к эвристической деятельности и располагающие опред. средствами и методами познания. Конечная цель познания - обеспечение моделей и программ, управляющих явлением объекта в соответствии с потребностями субъекта. Сократ - ставил задачу обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания человека. Демокрит - поднимал вопрос о посредствующем звене при взаимодействии субъекта и объекта. В средневековом номинализме формировалось представление о субъекте, противостоящем объекту. Кант при различении субъективных и объективных элементов знания исходил из субъекта и его структуры. В субъекте он выделил 2 уровня - эмпирический и трансцендентальный. Фейербах - в единстве субъекта и объекта первое выступает как пассивно подчиняющееся второму, т. е. познание хар-ся созерцательностью. Принцип объективности утверждает: объект познания существует до и независимо от субъекта познания, след. вещи и явления нужно познавать такими, каковы они есть сами по себе. В получаемом результате познания человек не должен вносить ничего от себя, от своей субъективности. При суб. устремленности познания объект. действительность ограничивается направлением в фил., отвергающее гносеологич. соответствие мышления и бытия, получило название агностицизм. агностицизм опирается на опред. аргументы: 1 субъект замкнут в мире своих ощущений 2 если даже объективный мир существует, то, поскольку все чел. образы субъективны. мы не можем знать, каков мир на самом деле 3 мир бесконечен в своих свойствах и слишком сложен для чел. понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки.

Идеализм абсолютизирует субъект и рассматривает объект как производное от субъективной деятельности. С точки зрения диалектич. материализма форма всегда субъективна, а вцелом познание есть противоречивое единство субъекта и объекта. Субъект воздействует на познаваемый объект как предметным образом, так и идеально. Сложность процесса познания обусловлена тем, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. Противоречивость познания выражается и в том, что накопление новых данных приходит в несоответствие с прежними представлениями и теориями.

 

Структура и основные закономерности познавательного процесса.

 

Чувственное познание служит фундаментом высокого знания, осущ-ся посредством органов чувств.

Исходные элементы чувственного познания и чел. сознания вообще - ощущение. Оно является единственным началом, по которому человек получает информацию о мире. 2 формы чувственного познания - восприятие - отражение свойств предмета, взятых как целое. В восприятии вещь дана в ее пространственной и временной обособленности от других вещей. - представление - наглядный целостный образ вещи, возникающей на основе воображения и прошлого чувственного опыта, сохраняющийся и воспроизводимый в памяти обобщенно. Варианты связи образа с объектом в истории философии: 1 мы познаем наши ощущения 2 образы есть результат постижения с помощью разума объективно существующих вещей 3 образы отражают объективную реальность образы образы-знания образы-ценности образы-проекты Накопление и обобщение чувственных данных происходит в мышлении человека Уровни мышления: - рассудок - разум Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах шаблона, жестких стандартов и схем. Это способность строить мысли.

Рассудок опирается на формальную логику. Разум - высший уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, объединяющий многообразиеи т. д. Логика разума - диалектика. Основные формы рационального мышления: - понятие - суждение - умозаключение Понятия отражают общие закономерности, связи, признаки мышления, которые закрепляются в их определениях.

В суждении достигается расчленение и соотношение всеобщего, особенного и единичного, оно фиксирует любые признаки предмета. Отдельное суждение не может полностью выразить содержание понятия. Для этого необходима система суждений. Их связь представлена наиболее развитой в логич. отношении формой - умозаключением. При помощи умозаключений совершается переход от известного к неизвестному посредством выведения одних суждений из других. Помимо чувств отражение абстрактного мышления и практики познават. процесса включает в себя различные формы психич деятельности: волю, желания, нормы, ценностное отношение к отображаемой действительности.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: