Специфика научного познания. Структурная организация научного познания

 

Исторически наука исходит от повседневного знания. Повседневное знание: 1. рецептивное - специализированное знание, харак-е для искусств, ремесел, торговли, меткого произ-ва 2. протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов и т. д.)

3. псевдонаука(паранаука) - совокупность убеждений и действий, выдаваемая за науку. Это - алхимия, атрология, теология, парапсихология. Наука - совокупность знаний о фактах и законах, приведенных в систему. Факт возникает как результат рациональной обработки данных наблюдений, их осмысления и понимания. Объективная составляющая факта - это реальные процессы, события, которые служат исходной основой для фиксации познавательного результата. Субъективный момент - зависимость способов фиксации фактов от системы исходных абстракций теории, теорет. схем, психологич. установок. Развитие науки идет от сбора фактов, через их изучение и раскрытие отдельных закономерностей к связной, логически стройной научной теории, объясняющей уже известные факты и предсказывающей новые. Важную роль в построении теории играют гипотезы. Раскрывая объективные законы явлений, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать действительности. Наука - сфера чел. деятельности, целью которой является объективное исследование предметов и процессов природы, об-ва и мышления, их свойств и отношений. К признакам научного познания относятся: 1. концептуальный и системный характер знаний 2. Выработка спец. искусственного языка 3. Использование спец, орудий, научной аппаратуры 4. исполь-е спец. методов и методологии исследования 5. допущение критического пересмотра оснований научного поиска 6. наличие системы ценностных ориентаций и целевых установок В структуре науки выделяют три слоя 1. всеобщего знания - философия, математика 2. частно-научого знания, изучающего объекты в рамках одной из форм материи и движения 3. междисциплинарного интегративного характера - общая теория систем и теоретическая кибернетика. Знания (в науке) бывают 1. эмпирические - заимствованные из обыденного сознания в целях анализа и обобщения 2. теоретические- объект исследования - идеальные объекты 3. мировоззренческие, философские основы и выводы. Основаниями каждой конкретной науки выступают 1. идеалы и нормы исследования 2. научная картина мира 3. филос. принципы. Идеалы и нормы исследования включают а) доказательность и обоснованность знания б) объяснения и описания в) построения и организации знаний. Развитие знаний происходит постепенно, а также скачками, в форме научных революций. Первая крупная рев-я в науке разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую картину миропонимания. Втора глоб. научная рев-я связана с теорией Дарвина, учении о молекулах, открытия закона сохранения и превращения энергии (неклассическое естествознание). Третья рев-я - рубеж 19-20 вв. - теория относительности, опыты с альфа-частицами. В современ. эпоху осуществляются новые радик. изменения в основаниях науки, рождается постнеклассическая наука. Все теории естествознания - создания чел. разума.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: