Вводно-ориентировочная беседа

IV. Работа над темой урока

 (Учащиеся составляют тезисы.)

— Эпизод — относительно самостоятельная единица действия в фабульно-

сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведе-

ний, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства

и времени.

Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения.

С одной стороны, он является некоторым законченным целым: автор эпическо-

го произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не

только в целом произведении. Все композиционные элементы в эпическом про-

изведении стремятся к завершённости и относительной замкнутости. С другой

стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связан-

ное с другими звеньями разнообразными связями.

Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произве-

дения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, рас-

кладывающийся на те же составляющие, что и «классический» порядок ча стей

в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие

действия, кульминацию и развязку.

Прежде всего нужно установить «ближайшие» связи эпизода: что ему

предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он вы-

полняет.

Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы: какую за-

дачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь

характеризует героев и их отношения? Встречаются ли эти детали в других эпи-

зодах? Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?

Особенно часто встречаются в эпизодах описания интерьера и пейзажа. Это

своего рода ключ, при помощи которого писатель помогает через деталь выйти

на героя, его характер, авторскую позицию.

Пейзаж — один из содержательных и композиционных элементов художест-

венного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого про-

странства внешнего мира. Пейзаж может даваться через восприятие персонажа

по ходу его передвижения. Описание пейзажа может выполнять ещё более слож-

ную функцию — объяснить характер героя. Именно поэтому внутреннюю жизнь

своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой па-

раллелизм — характерная черта художественного метода писателя.

Любит ли Толстой природу? Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того,

что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженно-

го трепета, без опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как мож-

но любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком. Во

взглядах Л. Н. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таин-

ственного, призрачного, сумеречно-звёздного, сказочного и чудесного: природа

у него — плоть от плоти народа, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью

народной». Рассмотрим несколько эпизодов.

Аналитическая беседа

• Зачем писатель даёт описание дуба в весеннем лесу?

• Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Како-

ва роль дуба в этой сцене? Какую ещё роль играет эта сцена?

• В чём, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?

• Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (т. 2,

ч. 3, гл. 1–3). Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

• Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их задавлен-

ными, мёртвыми, а их зелень грубой?

• Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

• Вспомните другие сцены, где автор также подчёркивал красоту природы. Ка-

кую функцию они выполняют?

• Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

• 9 глава 4-й части 4-го тома романа завершается картиной звёздного неба:

«Звёзды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чёр-

ном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чём-то

радостном, но таинственном, перешёптывались между собой…». Раскройте

связь этой картины с содержанием всей 9-й главы. Какая авторская мысль

заключена в этой зарисовке звёздного неба?

• В каких других эпизодах романа авторские мысли находят выражение в кар-

тинах неба, простирающегося над землёй и людьми?

Самостоятельный анализ описаний природы

(по вариантам)

1-й вариант. «Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1). (Главное — автор

видел и ценил в природе, как и в людях, развитие.)

2-й вариант. «Небо Аустерлица». (Болконский видит небо, для него это —

символ нового, высокого понимания жизни.)

3-й вариант. «Встречи князя Андрея с дубом». (Природа — это олицетво-

рение высшей мудрости.)

4-й вариант. Природа перед Бородинским сражением. (Выводы о приёмах

изображения природы.)

Заключительное слово

— Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей ХХ в.,

свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем со-

временников Л. Н. Толстого. Немецкий писатель Леонард Франк в книге «Чело-

век добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия

человеческого существования, при которых человек действительно может быть

добр. В романе Л. Н. Толстого он увидел страстное участие к страданиям, кото-

рые война принесла всем людям и, прежде всего, русским людям.

В 1887 г. американец Джон Форест писал Л. Н. Толстому: «Ваши персонажи

для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют

столь же неотъемлемую часть русской жизни. За последние годы вы, Достоев-

ский и Гоголь населили то пространство, которое раньше было для меня безлюд-

ной пустыней, отмеченной лишь географическими названиям. Приехав теперь

в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с боль-

шей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царём. И если бы мне

сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: “Как? Все?”».

Художественные законы, открытые Л. Н. Толстым в «Войне и мире», состав-

ляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис

выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман “Война

и мир”. Он неповторим».

В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, кото-

рый не знал бы «Войну и мир». В книге ищут вдохновения художники, компо-

зиторы, перевоплощающие её в традиционных (опера С. Прокофьева) и в новых,

неизвестных во времена Л. Н. Толстого, формах искусства, подобных кино и те-

левидению. Помочь читателю глубже, яснее, тоньше понять поэтическое сло-

во, его силу и красоту — в этом главная задача и условие их успеха. Они дают

возможность как бы увидеть своими глазами ту действительную жизнь, любовь

к которой мечтал пробудить Л. Н. Толстой своей книгой.

В начале XX в. поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках ли-

тературы XIX в. Чтобы показать величие гения Л. Толстого, К. Бальмонт начал

свою лекцию о нём в абсолютно тёмном зале. Затем зажёг одну лампу со сло-

вами: «Это загорелась звезда Пушкина». Затем включил вторую: «А это звезда

Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдёрнул штору — и в зал

хлынул солнечный свет, который заполнил всё пространство: «А вот это Тол-

стой!» Сегодня мы ещё раз соприкоснулись с творчеством гения, величайшим

талантом, мощь которого по силам осознать не каждому.

Тема. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману

Л. Н. Толстого «Война и мир»

Вводно-ориентировочная беседа

• Охарактеризуйте войну и мир как два собирательных художественных обра-

за, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.

• Любимая мысль Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путать-

ся, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бро-

сать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

Как вы понимаете эти слова?

• Насколько герои романа «Война и мир» отражают этот девиз самого писате-

ля? В чьём, по-вашему, жизненном пути это проявилось особенно ярко?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: