IV. Работа над темой урока
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Эпизод — относительно самостоятельная единица действия в фабульно-
сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведе-
ний, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства
и времени.
Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения.
С одной стороны, он является некоторым законченным целым: автор эпическо-
го произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не
только в целом произведении. Все композиционные элементы в эпическом про-
изведении стремятся к завершённости и относительной замкнутости. С другой
стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связан-
ное с другими звеньями разнообразными связями.
Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произве-
дения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, рас-
кладывающийся на те же составляющие, что и «классический» порядок ча стей
в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие
действия, кульминацию и развязку.
Прежде всего нужно установить «ближайшие» связи эпизода: что ему
предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он вы-
полняет.
Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы: какую за-
дачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь
характеризует героев и их отношения? Встречаются ли эти детали в других эпи-
зодах? Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?
Особенно часто встречаются в эпизодах описания интерьера и пейзажа. Это
своего рода ключ, при помощи которого писатель помогает через деталь выйти
на героя, его характер, авторскую позицию.
Пейзаж — один из содержательных и композиционных элементов художест-
венного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого про-
странства внешнего мира. Пейзаж может даваться через восприятие персонажа
по ходу его передвижения. Описание пейзажа может выполнять ещё более слож-
ную функцию — объяснить характер героя. Именно поэтому внутреннюю жизнь
своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой па-
раллелизм — характерная черта художественного метода писателя.
Любит ли Толстой природу? Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того,
что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженно-
го трепета, без опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как мож-
но любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком. Во
взглядах Л. Н. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таин-
ственного, призрачного, сумеречно-звёздного, сказочного и чудесного: природа
у него — плоть от плоти народа, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью
народной». Рассмотрим несколько эпизодов.
Аналитическая беседа
• Зачем писатель даёт описание дуба в весеннем лесу?
• Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Како-
ва роль дуба в этой сцене? Какую ещё роль играет эта сцена?
• В чём, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?
• Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (т. 2,
ч. 3, гл. 1–3). Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?
• Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их задавлен-
ными, мёртвыми, а их зелень грубой?
• Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
• Вспомните другие сцены, где автор также подчёркивал красоту природы. Ка-
кую функцию они выполняют?
• Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?
• 9 глава 4-й части 4-го тома романа завершается картиной звёздного неба:
«Звёзды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чёр-
ном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чём-то
радостном, но таинственном, перешёптывались между собой…». Раскройте
связь этой картины с содержанием всей 9-й главы. Какая авторская мысль
заключена в этой зарисовке звёздного неба?
• В каких других эпизодах романа авторские мысли находят выражение в кар-
тинах неба, простирающегося над землёй и людьми?
Самостоятельный анализ описаний природы
(по вариантам)
1-й вариант. «Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1). (Главное — автор
видел и ценил в природе, как и в людях, развитие.)
2-й вариант. «Небо Аустерлица». (Болконский видит небо, для него это —
символ нового, высокого понимания жизни.)
3-й вариант. «Встречи князя Андрея с дубом». (Природа — это олицетво-
рение высшей мудрости.)
4-й вариант. Природа перед Бородинским сражением. (Выводы о приёмах
изображения природы.)
Заключительное слово
— Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей ХХ в.,
свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем со-
временников Л. Н. Толстого. Немецкий писатель Леонард Франк в книге «Чело-
век добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия
человеческого существования, при которых человек действительно может быть
добр. В романе Л. Н. Толстого он увидел страстное участие к страданиям, кото-
рые война принесла всем людям и, прежде всего, русским людям.
В 1887 г. американец Джон Форест писал Л. Н. Толстому: «Ваши персонажи
для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют
столь же неотъемлемую часть русской жизни. За последние годы вы, Достоев-
ский и Гоголь населили то пространство, которое раньше было для меня безлюд-
ной пустыней, отмеченной лишь географическими названиям. Приехав теперь
в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с боль-
шей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царём. И если бы мне
сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: “Как? Все?”».
Художественные законы, открытые Л. Н. Толстым в «Войне и мире», состав-
ляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис
выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман “Война
и мир”. Он неповторим».
В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, кото-
рый не знал бы «Войну и мир». В книге ищут вдохновения художники, компо-
зиторы, перевоплощающие её в традиционных (опера С. Прокофьева) и в новых,
неизвестных во времена Л. Н. Толстого, формах искусства, подобных кино и те-
левидению. Помочь читателю глубже, яснее, тоньше понять поэтическое сло-
во, его силу и красоту — в этом главная задача и условие их успеха. Они дают
возможность как бы увидеть своими глазами ту действительную жизнь, любовь
к которой мечтал пробудить Л. Н. Толстой своей книгой.
В начале XX в. поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках ли-
тературы XIX в. Чтобы показать величие гения Л. Толстого, К. Бальмонт начал
свою лекцию о нём в абсолютно тёмном зале. Затем зажёг одну лампу со сло-
вами: «Это загорелась звезда Пушкина». Затем включил вторую: «А это звезда
Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдёрнул штору — и в зал
хлынул солнечный свет, который заполнил всё пространство: «А вот это Тол-
стой!» Сегодня мы ещё раз соприкоснулись с творчеством гения, величайшим
талантом, мощь которого по силам осознать не каждому.
Тема. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману
Л. Н. Толстого «Война и мир»
Вводно-ориентировочная беседа
• Охарактеризуйте войну и мир как два собирательных художественных обра-
за, отражающих два универсальных состояния человеческого бытия.
• Любимая мысль Л. Н. Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путать-
ся, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бро-
сать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».
Как вы понимаете эти слова?
• Насколько герои романа «Война и мир» отражают этот девиз самого писате-
ля? В чьём, по-вашему, жизненном пути это проявилось особенно ярко?