(Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского)
I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев ро-
мана.
II. Духовные искания Андрея Болконского:
1. Поиск истинного, достойного дела:
1) неудовлетворённость светским обществом;
2) разочарованность в семейной жизни;
3) мечта о подвиге, стремление к славе;
4) желание обрести уверенность в себе на военной службе.
2. Участие в войне 1805 г.:
1) чувство воинского долга, воспитанное отцом;
2) неприятие законов света в среде военного офицерства;
3) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;
4) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сраже-
нии возвращает Андрея к реальности);
5) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сраже-
ния;
6) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность
в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление
к личной славе);
3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертво-
вал ради собственных эгоистических устремлений.
4. Уход в себя, отречение от активной жизни.
5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент
в жизненных исканиях князя Андрея.
6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе
дуба — символе замирания и возрождения.
7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся
честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.
356
8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым чело-
веком.
9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить
близкого человека, сосредоточенность на себе).
10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского:
1) возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние
с судьбой народа;
2) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;
3) нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдер-
жки и силы духа;
4) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необхо-
димость любви к людям;
5) чувство жалости к Курагину;
6) возрождение любви к Наташе;
7) смерть Андрея.
III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь че-
ловека, стремящегося к нравственному совершенству.
Кутузов и Наполеон как «информация к размышлению»
I. Образы Кутузова и Наполеона — психологические и нравственно-философ-
ские полюса романа.
II. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.
1. Наполеон как носитель «наполеоновской идеи»:
1) олицетворение зла и насилия, гений войны;
2) стремление подчинять себе людей, одерживать верх;
3) увлечение внешними эффектами, отсутствие глубины восприятия
жизни;
4) отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия;
5) отсутствие естественности и простоты;
6) непривлекательная внешность и позёрство;
7) развенчание в лице Наполеона «наполеоновской идеи», завладевшей
людьми;
2. Кутузов как носитель народного духа:
1) воплощение добра и справедливости;
2) демократичность в отношении к людям;
3) отсутствие позы, нежелание действовать по принятым правилам;
4) единение с людьми, понимание духа народа, его желаний и стремлений;
5) естественность и простота как залог величия и правды;
6) непритязательная внешность как своеобразный вызов тем, кто мнит
себя героями;
7) высокие нравственные идеалы, религиозность;
8) отсутствие подобострастия перед императором; осознание чувства соб-
ственного достоинства;
9) величие и гениальность Кутузова как полководца;
10) истинный патриотизм;
11) возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.
III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны.
1. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами.
2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся побе-
дить любые античеловеческие проявления.
3. Путь Пьера Безухова и Андрея Болконского «от Наполеона к Кутузову»,
от ложных ценностей к истинным идеалам.__