В поисках смысла жизни

(Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского)

I. Стремление к высшей правде — цель духовных исканий главных героев ро-

мана.

II. Духовные искания Андрея Болконского:

1. Поиск истинного, достойного дела:

1) неудовлетворённость светским обществом;

2) разочарованность в семейной жизни;

3) мечта о подвиге, стремление к славе;

4) желание обрести уверенность в себе на военной службе.

2. Участие в войне 1805 г.:

1) чувство воинского долга, воспитанное отцом;

2) неприятие законов света в среде военного офицерства;

3) стремление испытать судьбу Наполеона на себе;

4) встреча с истинным героем (подвиг Тушина в Шенграбенском сраже-

нии возвращает Андрея к реальности);

5) бессмысленность подвига князя Андрея во время Аустерлицкого сраже-

ния;

6) небо Аустерлица (отказ от честолюбивых иллюзий, разочарованность

в своём кумире, понимание жизни как нечто большего, чем стремление

к личной славе);

3. Смерть жены и рождение сына; понимание Болконским, чем он пожертво-

вал ради собственных эгоистических устремлений.

4. Уход в себя, отречение от активной жизни.

5. Разговор с Пьером о добре, справедливости и правде — этапный момент

в жизненных исканиях князя Андрея.

6. Встреча с Наташей в Отрадном, воплощение мыслей Андрея в образе

дуба — символе замирания и возрождения.

7. Стремление принести пользу на государственной службе (проснувшееся

честолюбие), сближение и разрыв со Сперанским.

356

8. Любовь к Наташе, чувство долга и ответственности перед любимым чело-

веком.

9. Разрушение надежд на личное счастье (неспособность понять и простить

близкого человека, сосредоточенность на себе).

10. Участие в войне 1812 г. — решающий этап в жизни Болконского:

1) возвращение в армию, стремление быть полезным отечеству, слияние

с судьбой народа;

2) смерть отца и потеря родного дома не замыкают князя Андрея в себе;

3) нравственный подвиг Андрея на Бородинском поле — подвиг выдер-

жки и силы духа;

4) смертельное ранение открывает Болконскому вечную истину — необхо-

димость любви к людям;

5) чувство жалости к Курагину;

6) возрождение любви к Наташе;

7) смерть Андрея.

III. Судьба Андрея Болконского — это путь «от Наполеона к Кутузову», путь че-

ловека, стремящегося к нравственному совершенству.

Кутузов и Наполеон как «информация к размышлению»

I. Образы Кутузова и Наполеона — психологические и нравственно-философ-

ские полюса романа.

II. Кутузов и Наполеон — свет и тень романа.

1. Наполеон как носитель «наполеоновской идеи»:

1) олицетворение зла и насилия, гений войны;

2) стремление подчинять себе людей, одерживать верх;

3) увлечение внешними эффектами, отсутствие глубины восприятия

жизни;

4) отсутствие связи с людьми, ощущение себя на пьедестале величия;

5) отсутствие естественности и простоты;

6) непривлекательная внешность и позёрство;

7) развенчание в лице Наполеона «наполеоновской идеи», завладевшей

людьми;

2. Кутузов как носитель народного духа:

1) воплощение добра и справедливости;

2) демократичность в отношении к людям;

3) отсутствие позы, нежелание действовать по принятым правилам;

4) единение с людьми, понимание духа народа, его желаний и стремлений;

5) естественность и простота как залог величия и правды;

6) непритязательная внешность как своеобразный вызов тем, кто мнит

себя героями;

7) высокие нравственные идеалы, религиозность;

8) отсутствие подобострастия перед императором; осознание чувства соб-

ственного достоинства;

9) величие и гениальность Кутузова как полководца;

10) истинный патриотизм;

11) возвеличивание в лице Кутузова русского национального характера.

III. Воплощение в образах Кутузова и Наполеона идей мира и войны.

1. Герои, тяготеющие к Наполеону, наделенные «наполеоновскими» чертами.

2. Герои, тяготеющие к Кутузову, несущие идеи мира, стремящиеся побе-

дить любые античеловеческие проявления.

3. Путь Пьера Безухова и Андрея Болконского «от Наполеона к Кутузову»,

от ложных ценностей к истинным идеалам.__


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: