Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку

Ход урока.

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, повторим и вспомним, о чём мы говорили на предыдущем уроке литературы.

Посмотрите, пожалуйста,  на доску, перед вами записаны  ключевые слова

 

Алтайский  ВГИК  Режиссёр-сценарист  Писатель Актёр 1974

             Край

Учитель: Скажите, как они связаны между собой? (Учащиеся: все они о Шукшине, представляют собой жизненный путь писателя).

Действительно, это даты, факты связаны с личностью Шукшина. Посмотрите, как ни печально осознавать, но жизнь каждого человека можно уложить в две даты… Но во многом от человека зависит, как прожить жизнь, какой избрать жизненный путь.

Учитель: -Ещё раз обратите внимание на хронолинию, скажите, в чём исключительность личности Шукшина? (Учащиеся: Пройдя нелёгкий путь и прожив не такую долгую жизнь, он сумел проявить себя во многих областях, своим трудом, талантом добился многого…)

Учитель: Покинув маленькое село Сростки, он отправляется на заработки и сначала работает слесарем на заводе в Калуге, затем служит матросом на Балтийском флоте, после приезжает в Москву и поступает во ВГИК. Проделав непростой путь, он становится режиссёром.

 Назовите фильмы, создателем которым является Шукшин? («Печки-лавочки», «Странные люди», «Калина красная»)

Одновременно с кинематографией он занимается и писательской деятельностью

-Какие рассказы Шукшина вы знаете? (Учащиеся: «Чудик», «Срезал», «Критики», «Микроскоп»)

-Как актёр снимаете в нескольких фильмах, назовите их? «Два Фёдора», «Калина красная»

Вернёмся к Шукшину-писателю.

Послушайте, что сам Шукшин говорил о своих произведениях: «Не критикуйте мои рассказы, которые короче воробьиного носа, они ведь о душе и добре.

И, продолжая данное высказывание, как завет, звучат слова Шукшина «Нам бы про душу не забыть,

Нам бы немножко добрее быть»

Они и будут эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку.

(учащиеся оформляют запись в тетради).

-Как вы думаете, почему для эпиграфа я взяла именно эти слова? (Шукшин предлагает нам задуматься над поступками, которые мы совершаем по отношению к близким людям, порой они могут быть жестокими, могут их ранить. Нужно помнить о душе, не быть черствыми.)

Какова основная тема рассказов Шукшина? (Странный человек, отличающийся от всех, часто из деревни)

 Кто главные герои рассказов Шукшина? (Чудики)

Кто такие чудики? Так называл своих героев сам писатель. Почему?

Чудики- люди,… (прослушав выступление одного из учащихся, ребята должны записать определение в тетрадь)

 

 Ученик: Шукшин ввел в литературу новый тип героев - "чудиков", вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои Шукшина задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что плохо? Что самое важное в человеке? Шукшинский чудик ищет ответа на вечные вопросы, зачастую остается не понят окружающими, они относятся к нему враждебно.

 

 

Дома вам было предложено заполнить схему:

«Жизнь героев-чудиков», используя ключевые глаголы

 

 


                                                                                                                                   

(Переживают,  отличаются от других,  хотят изменить мир,  верят,  ошибаются, борются за  правду)      

 

Можем ли мы сказать, что герои-чудики объединяют рассказы Шукшина? То есть рассказы объединены общей темой, героями, ситуациями, в которые они попадают. Да, безусловно.

-Как называется группа произведений одного автора, объединённых общей темой?

-Цикл - круг, группа произведений одного автора на общую или близкую тематику. (записывают определение в тетр.)

Сегодня на уроке мы продолжим рассматривать галерею образов шукшинских  чудиков и поработаем с рассказом «Критики».

Запишите, пожалуйста, тему урока: Образ героя-чудика в творчестве В.М.Шукшина.

(на примере рассказа "Критики")

Попытайтесь сформулировать цели урока, чем будем заниматься? что должны проанализировать и чему научиться?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: