Чтение данного эпизода по ролям

- Почему так повел себя дед?

(Гости улыбались, относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства пострадало, поэтому он напился.)

 

- Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к деду? Муж тети?

(Ведет себя непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта) Сначала отец, пытаясь угодить «дорогому гостю», одновременно старается избежать конфликта, но неудачно. Дед понимает реплики своего сына как сомнения в собственной компетенции в плотницком деле.

- Как поступает тетя?

(Тоже ведет себя снисходительно к деду. Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве.)

 

 

- Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?

 (Деду не нужна снисходительность, ему нужна правда жизни.)

- Смеются, -- сказал он Петьке.

-- Кто?

-- Вон... -- Дед кивнул в сторону горницы. -- Ничего, говорят, ты не

понимаешь, старый хрен. А они понимают!

-- Не обращай внимания, -- посоветовал Петька.

Дед присел к столу, помолчал. Потом опять заговорил.

-- Ты, говорят, дурак, из ума выжил...

-- Что, так и сказали'

-- А?

-- Так и сказали на тебя -- дурак?

-- Усмехаются сидят. Они шибко много понимают! -- Дед постепенно

"заводился", как выражался Петька.

-- Не обращай внимания, -- опять посоветовал Петька.

-- Приехали... Грамотеи! -- Дед встал, покопался у себя в сундуке, взял

деньги и ушел.

Пришел через час пьяный.

-Что произошло далее? Расскажите, что мы называем кульминацией? Где она в тексте?

(ответы уч-ся, краткий пересказ эпизода)

Дед разбивает телевизор, родители вызывают милиционера, который составляет протокол на деда и его увозят в вытрезвитель.

 

- Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушк у?

 (Ему было жалко деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом.)

-Как вы относитесь к поступку родителей Петьки?

Мы проанализировали образы героев рассказа.

-Что объединяло деда и Петьку какой графический знак можно поставить в конце таблицы?(объединяющую фигурную скобку)

-Кто противостоит Деду и Петьке? Как поступают взрослые с вашей точки зрения по отношению к деду?

- Почему вы пришли к такому выводу?

Возвращаясь к теме нашего урока: можно ли назвать главного героя «чудиком»? Почему?

Да. Этот герой не похож на остальных, его не понимают, он нелеп и смешон для окружающих, но у него есть чувство собственного достоинства, своё мнение, своя правда. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего существования, свои чувства, отстоять себя.

Встречались ли вам такие люди в жизни? Как вы к ним относились?(2-3 варианта ответов учащихся)

Почему чудики так интересовали писателя? Как Шукшин относился к своим героям?

«Есть люди, - говорил Шукшин, - в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука».

Какие чувства пробудил в вас рассказ? О чём он? Чему учит?

Он учит «про душу не забыть и немножко добрее быть…»

Домашнее задание: закончить заполнение таблицы «характеристика героев»,написать продолжение рассказа. Предположите, как бы дальше могли развиваться события рассказа?

 

Домашнее задание:

1.Ознакомиться и прочитать внимательно конспект урока.

2.Написать сочинение на тему «Образ героев-чудиков в рассказах В.М.Шукшина «Чудик» и «Критики».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: