Проблема изучения афазии в общей и специальной психолого-педагогической литературе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

ДОМАШЕНКО ЮЛИЯ ВИТАЛЬЕВНА

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-СД (О) Л – 17

 

Курсовая работа по логопедии

 

ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ У ДЕТЕЙ

 

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ У ДЕТЕЙ…………………………………..     6
1.1 Проблема изучения афазии в общей и специальной психолого-педагогической литературе………………………………………………   6
1.2 Психолого-педагогическое понятие детской афазии…………………. 12
Выводы по главе 1.......................................................................................... 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПРИ АФАЗИИ…………………………………………………..   17
2.1 Особенности коррекционно-логопедической работы с детьми при афазии……………………………………………………………………...   17
2.2 Методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей…………………………………………………………….   21
Выводы по главе 2.......................................................................................... 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................ 29

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Афазия относится к числу наиболее сложных патологий речи центрального органического генеза. Вопросы восстановления речи при локальных поражениях структур головного мозга интересуют ученых уже более ста лет. Целый ряд проблем, связанных с изучением афазий, до сих пор остается актуальной как для науки, так и для практики.

Но, на фоне значительного числа исследований афазии у взрослых, за многолетнюю историю существования афазиологии, значительно меньше внимания уделялось вопросам изучения особенностей течения этого заболевания у детей при локальных поражениях структур головного мозга. Недостаточно освещенной в научно-теоретических источниках осталась специфика коррекционно-восстановительной работы при афазиях у детей дошкольного возраста.

Изучение нарушений речи при афазии проводилось в рамках психолингвистики и нейролингвистики такими авторами как: Ю. Д. Апресян, Н. А. Бернштейн, Т. Г. Визель, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Е. Ф. Соботович, нейропсихологии: П. К. Анохин, С. В. Бабенкова, А. В. Запорожец,                         Н. Н. Трауготт и др.

Так, отдельные данные относительно течения этого заболевания у детей представлены в исследованиях Н. Г. Манелис, Н. К. Корсаковой,                              Ю. В. Микадзе, А. В. Семенович, Е. Г. Симерницкой, Д. А. Фарбер.

На сегодняшний день особую актуальность приобретает проблема разработки современных эффективных методик коррекционно-восстановительной работы с детьми, страдающими афазией, в процессе специально организованного коррекционно-восстановительного обучения.

Вместе с тем следует отметить, что в практике коррекционной работы по восстановлению как двигательной, так и речевой функций детей до сих пор используются методы и формы, которые преимущественно базируются на неврологической и нейропсихологической концепциях коррекционно-восстановительной работы со взрослыми и существенно не отличается от них. Названы отличия прежде всего касаются сроков восстановления речи и быстрой перестройки мозговых механизмов, которые являются еще достаточно пластичными.

Таким образом, все вышеуказанное свидетельствует о необходимости проведения комплексного изучения состояния нарушенных речевых и двигательных функций у детей с афазией, и разработки на этой основе содержания коррекционно-восстановительного обучения, которое должно строиться с позиций нейропсихологического и нейролингвистического анализа речевой деятельности, нейрофизиологических механизмов построения произвольных движений и закономерностей развития мозга при нормальном и нарушенном онтогенезе у детей дошкольного возраста.

Выше обоснованная актуальность изучаемой проблемы позволила определить тему для исследования в рамках данной курсовой работы: «Особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей».

Цель исследования – теоретическое изучение особенностей коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Задачи исследования:

1. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической литературы обосновать проблему изучения афазии;

2. Изучить психолого-педагогическое понятие детской афазии;

3. Рассмотреть особенности работы с детьми при афазии;

4. Охарактеризовать методы и приемы коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Объект исследования – развитие речи у детей с афазией.

Предмет исследования – особенности коррекционно-восстановительного обучения при афазии у детей.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 31 страница.


 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ АФАЗИИ У ДЕТЕЙ

 

Проблема изучения афазии в общей и специальной психолого-педагогической литературе

 

Проблема динамической локализации высших психических функций в мозге человека в специальной литературе является одной из широко исследуемых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Н. А. Бернштейн,                              А. А. Смирнов, Д. А. Фарбер и др.) [7; 15; 20; 23; 24].

Так особенно значимыми были данные, относительно мозговой организации речи, которая рассматривается как результат деятельности не отдельного участка мозга, а целого ряда областей, связанных между собой системными отношениями (по А. А. Ухтомскому) [23].

Большое значение для понимания мозговой организации высших психических функций имеют вопросы формирования речевой и двигательной функций у детей представленные в трудах Т. В. Ахутиной и Т. А. Фотековой [26].

Как отмечал Л. С. Выготский, «зоны локализации поражения той или иной психической функции на разных этапах онтогенеза приводит к появлению различных системных дефектов, при этом в раннем возрасте оно обусловливает поражение высшего, а при поражении в более зрелом возрасте – нижнего центра. По нашему мнению, это положение недостаточно оценено, и поэтому не всегда является отправной точкой сравнительных исследований патологии речи и других высших психических функций у детей и взрослых» [7, c. 29].

Основываясь на результатах исследований детей и взрослых с локальными поражениями мозга, описанными в трудах Л. С. Цветковой,                А. Р. Лурия, выяснено, что основные отличия афазии у этих больных базируются на индивидуальном коэффициенте межполушарной асимметрии при организации речевой и других высших психических функций [1; 15].

По мнению Э. Г. Симерницкой нестандартные формы взаимодействия полушарий мозга играют значительную роль в индивидуализации дефектов речи. Вопрос о мозговой организации речевой функции, хотя и представлена многочисленными исследованиями, но требует частичного уточнения относительно механизмов мозговой компенсации при локальных поражениях у детей до семи лет [19].

Разделение коры мозга на блоки и описание их функциональной специализации, проведенный А. Р. Лурия, является для нейропсихологической концепции речевой функции у детей дошкольного возраста достаточно важным [15].

Во-первых, он, на наш взгляд, является значимым для уточнения мозговых механизмов речевых операций, а во-вторых, что нарушение парадигматической и синтагматической сторон речи приводят к афазии, которые имеют разные механизмы возникновения [15].

Таким образом, проведенный анализ показал, что недостаточно освещенной в отечественной и зарубежной литературе оказалась проблема детской афазии. По данным ученых, полученные в ходе исследования факты подтверждают лишь то, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление речевой функции у детей, является специфически иными, чем у взрослых.

Так, различия в мозговой организации речевых процессов у детей и взрослых, считает Э. Г. Симерницкая, могут быть объяснены изменениями внутренней психологической структуры речевой деятельности и, в частности, специфической детской речи, в котором компоненты правого полушария занимают больше места и являются более значимыми, чем у взрослых [19].

Выяснено, что в специальной литературе отсутствуют данные о комплексные исследования состояния нарушенных речевых и двигательных функций у дошкольников с афазией и соответствующие системы коррекционно-восстановительного обучения, построенные с учетом мозговой организации речи в онтогенезе и дифференцированных нейропсихологических механизмов, лежащих в основе нарушений речевой и двигательной сферы у дошкольников с афазией.

Вместе с тем в литературе существуют отдельные разрозненные данные о межполушарной мозговой организации психических функций у дошкольников и развития мозговых структур в онтогенезе.

Вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения специального исследования с изучения как состояния нарушенных речевых и двигательных функций у дошкольников с афазией, так и разработки комплексной системы коррекционно-восстановительного обучения, построенного с учетом современных научных данных о нарушениях мозговой организации речевой и двигательной деятельности у дошкольников и пути ее восстановления при локальных поражениях головного мозга.

Проанализировав общую и специальную психолого педагогическую литературы может выделить определение характеризующее афазию.

Логопед Г. А. Волкова дает следующее определение понятия: «Афазия – это нарушение уже сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь, что вызывается локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболии, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, Алексия, аграфия, акалькулия и др. больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение» [6, c. 37].

А. Р. Лурия ученик и сотрудник Л. С. Выготского внес фундаментальный вклад в диагностику, исследование и восстановление различных видов афазий. При этом А. Р. Лурия опирался на выдвинутую             Л. С. Выготским концепцию системной локализации психических функций в коре. То есть на идею, что речевая (и любая другая) деятельность физиологически обусловлена взаимодействием различных участков коры головного мозга, и разрушение одного из этих участков может быть компенсировано за счет включения в единую систему других участков [15].

Им была составлена классификация афазических расстройств. Нейропсихологическая методика, предложенная А. Р. Лурией, позволяет исследовать различные симптомы и синдромы, закономерные сочетания симптомов, возникающих при поражении тех или иных структур мозга.

Применение этой методики позволяет не только делать вывод о наличии той или иной формы афазии, но и диагностировать место поражения головного мозга. Им показано, что при любой форме афазии нарушается реализация речевой деятельности [15].

А. Н. Корнев к причинам возникновения афазии относит:

– сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты;

– черепно-мозговые травмы;

– воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалиты, абсцесс);

– опухоли головного мозга;

– демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся распадом миелина, например, рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит.

– эпилепсия – заболевание, характеризующееся наличием так называемого эпилептогенного очага в головном мозге: он периодически спонтанно генерирует электрический разряд, нарушая функционирование головного мозга.

– отравление солями тяжелых металлов, промышленными ядами.

– хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика);

– операции на головном мозге [13].

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи и компенсаторных возможностей, возраста пациента. Заболевание может иметь постепенное начало, характеризуется медленным появлением первых признаков расстройства, или быстрый ход.

Н. Н. Трауготт в зависимости от места локального поражения различает следующие виды афазии:

– моторная афазия – характерна неспособность к выражению, построения слов и предложений (выраженная апраксия), трудности в воспроизведении двигательной программы речи.

– акустико-гностическая афазия – нарушение понимания речи, ее фонетики, предметности слова.

– акустико-мнестическая афазия –это расстройство речи, обусловленное неполноценностью слухоречевой памяти.

– семантическая афазия – одна из форм афазии, которая связана с нарушением понимания логико-грамматических структур [22].

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазия, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей) [15].

Комплекс нарушений при афазии охватывает большую группу симптомов как речевых, так и младенческих расстройств. Симптоматика афазии зависит от локализации очага поражения, его массивности, от причины и характера повреждения, от возраста больного, его индивидуальных особенностей.

Существуют различные формы афазии, которые характеризуются определенной симптоматикой, но можно выделить и симптомы, характерные для афазии в целом.

Для всех форм болезни характерны такие признаки:

– немотивированные длинные паузы;

– переход на шепот во время разговора;

– нарушения письменной речи;

– произношение невнятных звуков;

– сбой ритма и темпа при разговоре;

– нарушение счета;

– бессознательное повторение чужого высказывания;

– забывание названий предметов.

Таким образом, проблема афазии и восстановительного обучения все больше привлекает внимание исследователей – логопедов, нейропсихологов, лингвистов и др. Интерес к ней основан, с одной стороны, на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи с другими психическими процессами.

С другой стороны, возрастающий интерес к этой области знания обусловлен ее социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: