В последние годы в логопедической практике значительно возросло число случаев афазии у детей. Несмотря на большое количество исследований в области изучения и восстановительного обучения взрослых больных с афазией, вопрос диагностики и коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей практически неизученным. Афазия у детей характеризуется специфичностью проявлений, значительной индивидуальной вариабельностью, что вызывает необходимость в разработке целенаправленных методов восстановления речи у этой категории больных.
Исследователями А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой были сформулированы научные принципы восстановительного обучения: психофизиологические, психологические, психолого-педагогические [1; 15].
К психофизиологическим принципам относятся принципы квалификации дефекта, использования сохранных и создания новых функциональных систем, принцип опоры на разные уровни организации психических функций и на всю психическую сферу, а также контроль за своей деятельностью.
|
|
Базисными психологическими принципами служат принципы учета личности больного, опоры на сохранные формы деятельности больного, организации деятельности больного и программированного обучения, системного воздействия на дефект и учета социальной природы человека.
Разработаны и психолого-педагогические принципы: от простого - к сложному, с учетом объема и степени разнообразия материала, учета сложности вербального материала и его эмоциональной стороны [10].
Главными характеристиками методов, применяемых в восстановительном обучении, являются их адекватность механизму нарушения, обходность, опосредованность, системность.
В отечественном учении об афазии и восстановительном обучении задачей ставится преодоление дефекта, восстановление пострадавшей функции, в том числе и речи, в отличие от практики приспособления больных к дефекту, имеющей место за рубежом.
Далее на основании проработанных научных публикаций Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой, Т. Д. Лоскутовой охарактеризуем особенности работы с детьми при афазии:
– На первом этапе предполагается знакомство с родителями больного ребенка, с данными истории болезни и проведения серии проб, с целью выявления состояния разных сторон его психической. Изучаются возможности для получения предварительных данных о состоянии работы отдельных анализаторов (зрительного, слухового, кинестетического, двигательного) и выявить степень расстройства или сохранности их деятельности.
– На втором этапе проводится детальное изучение тех психофизиологических процессов, которые при предыдущем исследовании оказались нарушенными.
|
|
– На третьем этапе ставится задача составить нейропсихологическое заключение по итогам полученных результатов, что в свою очередь дает возможность квалифицировать дефект и определить патофизиологический фактор, который лежит в его основе.
Получив первичную информацию о ходе болезни и выяснив, какие изменения произошли в личности ребенка можно устанавливать непосредственный контакт с ребенком.
Исследование патологического состояния ребенка как правило начинается с анализа его двигательных функций, что не нуждается в речевых формах общения.
В процессе обследования обращается внимание на общее эмоциональное состояние ребенка, что должно быть учтено в дальнейшей коррекционно-восстановительной работе.
На фоне патологического состояния ребенка нужно максимально толерантно провести обследование орального праксиса и экспрессивного состояния речи ребенка, что дает основания для уточнения лишь формы афазии и классификации речевого нарушения [5].
При визуальном наблюдении за состоянием мышц лица многих детей можно определить значительную амимичность лица детей с афазией.
Исследование орального праксиса должно отвечать тем же требованиям, что и методы исследования нарушенных двигательных функций руки. Существенной является разница, что в организации движений артикуляционного аппарата зрительно-пространственная афферентация играет несравненно меньшую роль чем кинестетическая афферентация. Поэтому основное внимание при проведении проб, анализирующих состояние орального праксиса, должно быть направлено на изучение сохранности кинестетической и динамической организации соответствующего движения [29].
Второй этап нейропсихологического исследования посвящен детальному изучению нарушенных психофизических функций ребенка.
К изучению расстройства речевых функций приступают после анализа данных исследования состояния двигательной и сенсорной сферы ребенка. Дальнейшее исследование происходит на основе синтеза этих данных с учетом особенностей поведения ребенка [19].
Исследование импрессивной и экспрессивной составляющей речи происходит параллельно, что дает возможность одновременно проверять степень восприятия и реализации речи.
При исследовании состояния понимания слов ребенку предлагается выполнять определенные движения по словесной инструкции (коснуться левой рукой своего носа, уха, глаза; показать пальцем голову, руки, ноги у игрушки).
После проведения первичных исследований этой категории детей, на основании полученной информации, можно предварительно классифицировать форму патологического состояния у детей, что является третьим этапом нейропсихологического исследования. Анализ полученных данных при проведении функциональных проб для определения степени поражения двигательной сферы ребенка дает четкую картину расстройства не только ощущений в контралатеральных конечностях, а и нарушение локомоторных процессов.
Основными направлениями коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей являются: преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи, растормаживание произносительной стороны речи, накопление словаря, восстановление фразовой речи, преодоление аграмматизма на морфологическом, синтаксическом и грамматическом уровнях, работа над семантикой слова, преодоление расстройств речевого программирования, восстановление чтения и письма.
Для достижения эффективности коррекционного воздействия используются индивидуальные и групповые комплексы логопедического и психотерапевтического воздействия, речевые игры, логоритмика, ручной труд, арттерапия в ее различных видах.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют правильно квалифицировать дефект ребенка, выявить нарушения двигательной, речевой, познавательной, личностной сфер, что должно быть учтено при организации дифференцированной коррекционно-восстановительной работы с детьми с афазией.